Мнение: Как Лоренсо «случайно» загубил 3 сильнейшие команды MotoGP

2019

От плохого к худшему. Когда Лоренсо гостил в семье Repsol Honda, Марк Маркес почти в одиночку выиграл новую Тройную корону для Honda, обновив так же абсолютный рекорд очков за сезон — с 383 до 420. Сам Спартанец с трудом наскрёб 28, закрыл худшую кампанию 17-летней карьеры 19-м.

Вот что любопытно: Маркес обновил рекорд Лоренсо в присутствии самого Лоренсо, и показал наиболее качественную кампанию за 12 сезонов Гран-При, где все результаты укладывались в 1-2 (кроме аварии в США). Чемпион MotoGP так и не дождался вызова от другого чемпиона, хотя такое превосходство над Лоренсо определённо было одним из источников мотивации Маркеса. Не каждый год удаётся регулярно привозить 20 секунд экс-чемпиону на таком же мотоцикле.

В Honda Лоренсо послужил качественным трамплином напарнику, хотя не таким, как в Ducati. В отличие от Довициозо, Маркес не мог прыгнуть явно выше. Он уже был 5-кратным чемпионом, когда в его гараж после Валенсии-18 пришел обживаться Спартанец.

Годом позже добитый травмами Лоренсо — главной ямой его болезненного сезона стал перелом 2 позвонков на тренировке ГП Нидерландов, — уже не имел отношения к этой прославленной команде, и её сладкий сон тут же закончился: на открытии сезона чемпион Марк сурово калечит правую руку, Honda обновляет антирекорды 38-летней давности по сериям без подиумов и поул-позиций.

Но можно ли рассматривать неожиданный крах Honda как «месть» Спартанца? Конечно, нет. В этих отношениях не было ни одного критического момента, который можно приравнять к Yamaha и Ducati.

Наоборот, даже когда близилась развязка истории, сам президент Honda Racing Corporation Йосихиге Номура продолжал брать на себя ответность за беды Лоренсо. «Наша цель — предоставить ему хороший мотоцикл. Это наша работа и наша цель. К ней и будем двигаться», сказал Номура-сан на домашнем ГП Японии, где Маркес победил, а Лоренсо приехал 17-м спустя 40 секунд.

Кроме того, и между пилотами не возникало напряжения, чтобы у героя расследования были причины прибегать к «черной магии». Если бы бывший чемпион бился с чемпионом на равных, скорее всего, искры были неизбежны. Так всегда бывает, когда эгоистичные амбициозные атлеты забрасывают дротиками общую мишень.

Наоборот, Маркес и Лоренсо мирно провели единственный совместный год. Всепобеждающий #93 снимал давление с коллеги, который по объективным причинам не отрабатывал гонорар, а всепроигрывающий #99 подогревал его мотивацию всё туже затягивать удавку на шеях врагов. Чудаковатое, но взаимовыгодное партнёрство…

Чем тогда «провинился» Маркес, когда получил удар в руку от собственного байка в Хересе после триумфального броска с 16 места на 3-е? Вряд ли на этот вопрос есть ответ. Это еще одна серая область и без того мистической истории.

Вероятно, Марку не стоило переписывать рекорд по очкам… Или следовало просто проявить больше осмотрительности в погоне за Виньялесом? Поскользнувшись на белой внутренней полосе левого поворота 3, пилот #93 нарвался на ту же опасную верховку, которая 21 годом ранее похоронила карьеру 5-кратного чемпиона Мика Дуэна. Великого австралийца отправил на больничную койку (только со сломанной ногой) тот же поворот того же трека.

Кстати, после единственного сезона-катастрофы в Honda Лоренсо ушел не с пустыми руками. Так как производитель снова примерил Тройную корону MotoGP, Спартанец уходил на пенсию командным чемпионом. Его скромные 28 очков в общем 458-очковом урожае помогли Repsol Honda на 13 пунктов перекрыть результат Ducati Team.

Бывшая команда Лоренсо получила от него еще одну пощечину? Похоже на то.

2020

Вероятно, Honda ради своего же блага не стоило отпускать Лоренсо без условий. Он воспользовался великодушным расторжением 2-летней сделки в своих интересах: присоединился к Yamaha тест-пилотом на 2020 год, получив своё вознаграждение от Honda, не потеряв ни евроцента.

В возвращении Лоренсо на М1 было нечто большее, чем желание последнего чемпиона Yamaha воссоединиться с любимым прототипом. Сами планеты проголосовали за. Как-то слишком хорошо сочетались числа: при сложении гоночных номеров пилотов М1 получался его №99 (12 + 20 + 21 + 46). Разве не так выглядят знаки свыше?

Чем дальше, тем веселее: в конце мая Хорхе в видеоигре MotoGP 20 выиграл Michelin Virtual British Grand Prix — финал «коронавирусных» покатушек Dorna Sports. Дебютировав в виртуальном мире, он сходу добыл 48 победу MotoGP. Игрушечные дела Yamaha шли недурно, и когда в июле начался настоящий чемпионат, стало еще задорнее.

Хотя Лоренсо месяцами находился дома в Лугано, не в силах помочь чем-то еще (новых тестов не было с февраля), Yamaha устроила такой марш, какой не устраивала с распада дуэта 99-46. До «Клапан-гейта» Квартараро, Виньялес и Морбиделли сумели выиграть 6 заездов, в какой-то момент пилоты М1 со всей серьезностью претендовали на все возможные титулы — личный, марочный, командный. После опустошающего штрафа FIM за утерянные позиции надо драться, хотя Жоан Мир и Алекс Ринс уже перехватили момент. Мало что можно поделать за 2 финальные гонки.

По-моему, у Yamaha всё было хорошо, пока там не решили избавиться от Лоренсо. В октябре-ноябре, когда стул под майорканцем зашатался, и на его место сначала «пробовался» Андреа Довициозо, а теперь и Кэл Крачлоу, зашатались и позиции Yamaha. То, что через 2 недели после Сенна-подобного выступления Морбиделли в Арагоне-2 грянул моторный скандал, стало недобрым знаком…

Aprilia обещает стать последним рубежом, куда может отойти Лоренсо после отхода с позиций Ducati, Honda и Yamaha. Разговоры о должности тест-пилота RS-GP продолжаются. Бывший чемпион всё еще хочет доказать свою полезность в MotoGP.