Мнение: Как Лоренсо «случайно» загубил 3 сильнейшие команды MotoGP

Мистика, подтверждаемая числами

События вокруг Хорхе последних 5 лет складываются в серию идеальных преступлений. Ни одна «улика» не указывает на его причастность к катастрофе, зато совокупность отсутствующих улик ставят майорканца в центр этого маленького детективного расследования. Немного паранормального, но всё же.

Итак, богатый житель швейцарского городка Лугано неподалеку от северной границы Италии, погрязший в «дольче вите» сразу после выхода на пенсию в предыдущем ноябре, как-то поспособствовал падению (сиюминутному или отложенному) империй Yamaha, Ducati и Honda. Достаточно сравнить, что было при Хорхе, и что стало после.

2016

Глубоко уязвлённый развязкой прошлого сезона, за зиму Росси всё же пришел в себя. Необыкновенно длинная карьера дала ему новый шанс: в 17 сезон MotoGP он снова бился за титул. В этот раз ни он, ни Лоренсо не преуспели — обоих за 4 гонки до финала одолел Марк Маркес. Ударный дуэт Yamaha буквально лопнул от перенапряжения, когда оба М1 упали в Мотеги изо всех сил преследуя без 5 минут 3-кратного чемпиона.

Но как команда Yamaha оставалась могучей единицей. Маркес собрал достаточно результатов, чтобы Honda вырвала из рук соперницы кубок конструкторов и личный титул, но командное чемпионство Movistar Yamaha сохранила. Лоренсо/Росси превзошли вражеский дуэт, которому повезло меньше: бедовый Дани Педроса на тренировке в той самой Японии пал жертвой здоровенной верховки, покалечился, и выбыл на 3 этапа.

Пусть Yamaha в первый сезон новой эры чемпионата — моношины Michelin и универсальная электроника Magneti Marelli, — не сумела собрать Тройную корону, как в 2015-м, один чемпионат она выиграла. Лоренсо направлялся в Ducati действующим командным чемпионом, победителем своей последней гонки за Yamaha (Валенсия-16). 5 годами позже эти призы FIM всё еще последние для Yamaha MotoGP.

(Можно посчитать успехи поменьше: независимые титулы Жоанна Зарко и Yamaha Tech 3 2017 — 2018 годов, и солидный урожай Фабио Квартараро в 2019-м виде лучшего новичка, лучшего частника, и лучшей частной команды Petronas SRT).

Внутри этого периода прячется огромная для глыбы Yamaha серия в 25 проигранных гонок между Ассеном-17 и Филлип-Айлендом-2018. При Лоренсо подобного не было. Неужели засуха была связана с его отсутствием? Для самой Yamaha это не более чем совпадение.

Но к примеру, для Алекса Дебона, бывшего тест-пилота Aprilia и хорошего знакомого Лоренсо, всё вполне очевидно: «Я согласен [кризис Yamaha начался после него], потому что у этого парня высокая чувствительность, у него дар, особый талант, которым он пользовался уже в GP250 — он замечает изменения и знает, чего хочет, он очень взрослый. Он за два круга расскажет вам, что работает или нет, ему не нужно 20″, говорил испанец в 2018 году, ненадолго ставший помощником Хорхе в Ducati.

2017 — 2018

Между гонщиком за 25 миллионов евро и трековой добычей Ducati разверзлась пропасть: ни одной победы за 2017, и всего 3 в 2018-м. В Болонье ждали другого, да и сам гонщик, решивший стать вторым Кейси Стоунером и вернуть титул красным, не дотянул до собственных стандартов.

Летом 2018-го Лоренсо ощущал себя лучшим гонщиком чемпионата (скорее всего, так оно и было), но в этой истории плохое всё-таки перевесило. Пересадка с кроткой Yamaha на бесноватый Ducati обусловила невообразимо долгую адаптацию. Лоренсо победил в Муджелло-18 с 24 попытки почти 1,5 года спустя, пока шеф спортивной программы Луиджи Даллинья вносил миллион изменений в байк, начиная с деталей эргономики и кончая смягчением отдачи самого могучего двигателя MotoGP.

Расцвет был насыщенным и коротким. Что-то между Лоренсо и Desmosedici не ладилось на глубинном уровне. Речь не только про пилотаж, но и надёжность: в Катаре-18 с его переднего тормоза отвалилась колодка (одна из двух), вынудив спрыгивать с байка на 180 км/ч в гравийной ловушке 4 поворота, дабы не врезаться в забор. Пилот не пострадал, Brembo взял вину на себя… Но тайну «аномалии» так и не раскрыл.

Следующий акт технической драмы разыгрался через 7 месяцев на премьерном ГП Таиланда. Еще одна таинственная поломка: на СП-2, замедляясь перед поворотом 3 после длинного прямика, двигатель #99 Ducati вдруг умолк, заблокировал заднее колесо, и взбрыкнув, на 150 км/ч выкинул Лоренсо из седла. Удар об асфальт заработал ему трещину в левой лучевой кости, загубил 4 гонки из последних 5. В них он не участвовал.

Странные поломки, с которыми другие дукатисти не сталкивались, не могли пройти даром. Этот бумеранг еще вернётся в Болонью.

Положительный эффект от наличия Лоренсо проявился во… взрыве Андреа Довициозо. Гонщик, которого майорканец выбрасывал с ринга в 2006-2007 годах, оставляя вице-чемпионом GP250, получил великолепный шанс поквитаться.

Хорхе стал мотиватором-трамплином для Андреа, причем почти в тот момент, когда весной 2016-го о его покупке объявила Ducati. Итальянец получил хороший повод открыть свою порывистую половину вместо слишком рациональной. Тем летом он прошел психологический курс у профессора Амедео Маффеи, и «начал чувствовать асфальт ногами, а не шинами».

На треке появился более решительный Довициозо. За последние 5 гонок 2016-го он набрал наибольшее количество очков среди всех пилотов, в 2017-м выиграл 6 заездов и потерял шанс на титул только на финале в Валенсии, в 2018-м с 4 победами подтвердил вице-чемпионство. В MotoGP Довициозо еще не выступал настолько убедительно. Благодаря Лоренсо он набрал конкурентность, с которой гонял в GP125 и GP250.

Хотя титул не вернулся в Болонью ни в 2017, ни 2018 году, дуэт Лоренсо-Довициозо был наиболее сильным, который когда-либо собирался в Ducati. 7 совместных успехов 2018 года открывали команде дорогу к командному чемпионству. В отличие от личного, который вряд ли удалось бы перехватить у Марка Маркеса, цель откусить хотя бы это достижение у Repsol Honda была реальна. Обрушенная концовка сезона #99 отбросила Ducati назад.

Даже затруднявшийся Лоренсо вернул команду во времена Стоунера, разве что не в той манере, как задумывалось. По количеству побед марка напоминала свой звёздный 2007 год, и подходила на расстояние атаки к личному титулу и командному.

Что пошло не так, помимо технический аномалий? Экс-чемпион слишком долго раскачивался, чтобы дождаться продления на 2019 — 2020 годы. Когда он выиграл Муджелло, было слишком поздно: Данило Петруччи из Pramac Ducati чуть ранее был избран на его замену в следующем сезоне.

Это было похоже на плохую шутку. Лоренсо был уволен, как только научился побеждать. 23 беспобедных гонки Ducati было достаточно, чтобы потерять в него веру… Как наступает 24-я и всё встаёт на свои места.

Задним числом легко сказать, что руководству нужно было подождать еще немного, но этих «еще немного» в 2018-м уже было достаточно. В конце концов, Ле-Ман — гонка, после которой приняли поворотное решение, — ничем не намекала на скорый прорыв. #99 Ducati проигрывает 10 секунд и финиширует 6-м, а через 2 недели побеждает и привозит 6 секунд Довициозо!

Гонщик и команда, пожалуй, виновны в равной степени, почему история закончилась именно так. Одному не хватило скорости, другим — терпения. Но этот развод опять нарушил нормальный ход вещей, ведь MotoGP точно выиграл бы от сохранения брака.

На следующий год Лоренсо отбыл в Repsol Honda. Ducati хоть и билась за командный кубок-2019 до финала в Валенсии, начала проседать. Число побед марки упало с 7 до 3, в 2020-м — с 3 до 2.

В Ducati наступило мрачное средневековье. Даллинья так и не поженил свой технически-навороченный байк с новой шиной Michelin. Как мы заметили, этого и не могло произойти без Лоренсо. Он забрал свет из Yamaha, теперь ночь поглотила Ducati.