Как высунутый язык Оливейры стал приветом Эйнштейну

Победный жест — не обязательный, но желательный элемент в образе мотогонщика. Так побеждающие атлеты добавляют запоминаемости своим успехам. В чемпионское годы Мото2 Жоанн Зарко залезал на ограждение трека и исполнял эффектный кувырок назад, Валентино Росси был известен как любитель забавных постановок («спеттаколо»), Марк Маркес не прочь исполнить победный танец прямо за рулем мотоцикла, Хорхе Лоренсо сигал в воздух с верхней ступени подиума, повторяя жест чемпиона Формулы-1 Михаэля Шумахера.

Самый успешный португалец в истории МотоГран-При Мигель Оливейра тоже вошел в элитный клуб MotoGP. Ярчайшим моментом карьеры стала гонка ГП Штирии 23 августа: он до последнего поворота наблюдал за битвой впередиидущих Джека Миллера и Поля Эспаргаро, и не поверил своему счастью, когда двое сорвиголов зажали друг друга перед финишем, словно два хулигана, устроивших потасовку на вечеринке.

Пока австралиец с испанцем ставили свои байки на траекторию финального рывка, португалец аккуратно выехал из 10 виража Йохена Риндта (в честь единственного посмертного чемпиона Формулы-1) и первым проехал под клетчатым флагом, на 0,316 секунды быстрее Миллера.

Кроме главной награды, Мигель получил спецприз от BMW — новейшее спорткупе M4, привезенное на Ред Булл Ринг до официальной премьеры в сентябре.

В закрытом парке до невозможности счастливый гонщик Red Bull KTM Tech 3 демонстрировал окружающим сильно высунутый язык. Вероятно, так португалец отметил не только дебютную победу MotoGP. Язык может стать его собственным жестом победителя. Любопытно, что за этим стоит нечто большее, рассказал обозреватель MotoGP Мэт Оксли в колонке на Speedweek.

На ГП Каталонии Оксли выяснил, что Оливейра таким образом спародировал известную фотографию Альберта Эйнштейна — выдающегося физика-теоретика ХХ века (1879 — 1955), подарившего миру теорию относительности и теорию фотоэффекта (за неё получена Нобелевская премия). На снимке Артура Сасса 1951 года у Принстонского университета 72-летний Эйнштейн показывает язык фотографу — тот бесцеремонно практически влез в машину уезжающего ученого. В наше время этот кадр превратился в интернет-мем.

До этого сезона между Оливейрой и Эйнштейном тяжело было обнаружить общие черты, пока об этом не позаботился Поль Эспаргаро, коллега португальца из заводской команды КТМ.

Корни нового прозвища пилота Tech 3 уходят к ГП Австрии — гонке на Ринге за неделю до ГП Штирии. Ни Мигель, ни Поль её не закончили, их финишем стал гравий 4 поворота вскоре после рестарта гонки (её прервало кошмарное столкновение Жоанна Зарко и Франко Морбиделли, их кувыркавшиеся байки едва не покалечили Маверика Виньялеса и Валентино Росси в крутом повороте 3).

В 4 повороте Оливейра поднырнул под широко уехавшего Эспаргаро, когда произошел контакт и оба рухнули на асфальт. Позднее, по словам последнего, пилоты с глазу на глаз согласились, что не видели друг друга на выходе из виража и случайно попали в гоночный инцидент. Гоночная дирекция поддержала мнение, что виноватых там не было.

Однако общаясь с журналистами перед Австрией-2, и припомнив аварию коллеги на предыдущем ГП Чехии — там Поль так же упал на внешней траектории, пытаясь не пропустить изнутри Зарко, — португалец дал следующий комментарий Canal+:

Не хочу на кого-то нападать, или на Поля, но думаю, он либо становится слишком эмоциональным, либо особо не думает. К сожалению, не все родились одинаково интеллектуальными. И иногда из-за этого трудно думать во время гонки, а когда мы на байках, мы состязаемся, в нас полно адреналина, но в то же время, надо управлять мыслями. Не каждому дано.

Услышав это через 4 дня после их разговора, Эспаргаро был «реально шокирован». Эти слова не были похожи на человека, которого испанец считал своим другом. Особенно уходящего в Repsol Honda пилота поразила уверенность Оливейры, что авария была спровоцирована ехавшим по кромке асфальта Эспаргаро, тогда как открывший дроссель Оливейра начал заваливаться под колеса напарника еще до контакта.

Фактически, один гонщик КТМ намекнул, что другой на треке безмозглый дурак. Глубоко уязвлённый комментарием про интеллект, Эспаргаро стал называть Оливейру «Эйнштейном». Так он иронично обыграл самоуверенность «настоящего» интеллектуала MotoGP. Кличку подхватили в КТМ, и остальном паддоке, уточняет Оксли.

Эспаргаро изо всех сил пытался не дать Миллеру победить, и предпринял в последнем повороте атаку последнего шанса. Его КТМ так далеко уехал, что начал последний разгон с зеленого внетрекового участка. Пройди этот маневр успешно, Поличчио бы выиграл дебютную гонку MotoGP после старта с дебютной поул-позиции. Наоборот, честь выпала Оливейре, который заехал в тот вираж 3-м.

Зная о своём новом прозвище, португалец «отрекламировал» его в закрытом парке Ринга после триумфа. Если его считают Эйнштейном мотогонок, он не против. Из-за ограничений для прессы (журналисты снова работают в паддоке MotoGP, но общаются с гонщиками через видеосвязь Zoom и отключены от оперативного сбора слухов и разговорчиков с членами команд) Оксли узнал тайну этого прозвища почти через 1,5 месяца после того, как Эспаргаро его придумал.

Корреспондент BT Sport Нил Ходжсон, анализируя успех Оливейры в Австрии-2, уже обыгрывал тот острый комментарий:

Мистер Интеллект использовал мозг, наблюдательность, и оставил всех позади.

Поль Эспаргаро, Мигель Оливейра, Джек Миллер

Строго говоря, Оливейру правда можно назвать самым умным гонщиком MotoGP. По крайней мере, самым образованным. Сейчас он единственный, кто не стал жертвовать высшим образованием ради спорткарьеры. Таков запасной план гонщика КТМ на отдаленный период, когда гоночная карьера завершится.

В данный момент португалец продолжает обучаться на дантиста (зубного врача) в погоне за степенью магистра стоматологии. Обучение проходит в Высшем институте врачебных наук Эгаса Мониша в Алмаде, Португалия. Кроме стоматологии, Мигель прослушал 2 курса, не имеющих отношения к зубам — кардиопневмология и анатомия патологий.

Карел Абрахам тоже мог похвастать чем-то подобным. Покинувший чемпионат прошлой осенью чех с 2012 года является дипломированным юристом, в 2014-м поступил на обучение в училище при Министерстве обороны в Брно. Абрахам работал над 2 диссертациями, посвященные стрелковому оружию и боеприпасам.

К кругу избранных можно отнести и Валентино Росси, «доктора гоночных наук»… по прозвищу «Доктор». В отличие от Оливейры и Абрахама, университетами итальянца стал сам трек. О его былой успеваемости напоминают 9 титулов и 115 побед Гран-При.