История превращения Avintia из команды-неудачницы в спутник Ducati словами Рубена Чауса

Неприятно быть самой бедной и беспомощной командой всего чемпионата. Частная Avintia Racing из Испании (с базой в Андорре) хоть и обладает развитой структурой — она представлена в MotoGP, Moto3 и MotoE, испанской серии FIM CEV и даже ралли-марафоне «Дакар», — её результаты в премьер-категории долго были ниже всякой критики.

Спортивный директор Avintia Рубен Чаус сумел это изменить. Он рассказал порталу The Race о пути, который привел её в нынешний момент. Сегодня Avintia MotoGP — это команда с заводской поддержкой Ducati и призер MotoGP. О последнем позаботился её новичок Жоанн Зарко, когда добыл 3 место на ГП Чехии. Это первое достижение Avintia почти за 8,5 сезонов в чемпионате.

Ранее заметить пилотов Avintia в чемпионате было сложно — они так медленно ездили, что совершенно не бросались в глаза. Новички премьер-категории появились на сцене в 2012 году одновременно с учреждением полусерийного класса CRT. Маломощные самодельные прототипы с супербайковскими моторами Kawasaki ZX-10R в самодельном шасси BQR (сокращение от прошлого названия команды By Queroseno Racing), и позднее в британском шасси FTR были катастрофически неудачными.

«Авинтии» далась лишь пара 9 мест в 2012 — 2013 годах усилиями колумбийца Йонни Эрнандеса и американца Колина Эдвардса. На большее полусупербайки не годились, с их максимальной скоростью, уступавшей полноценным прототипам 20-30 км/ч!

Положение команды Рауля Ромеро несколько улучшилось благодаря переходу на технику Ducati в конце 2014-го. Лучший на тот момент гонщик Avintia Эктор Барбера даже стал чемпионом MotoGP… Правда, в подкатегории Open, заменившей CRT. В 2015-м испанец занял 15 место в личном зачете и 1-е в новом подклассе, где обкатывалась универсальная электроника Magneti Marelli.

Еще несколько лет мучений и уймы финишей вне очков на устаревших Ducati оставили Avintia там, где она и была — в нижней части таблиц MotoGP. В 2018 и 2019 годах ей выпала «честь» замкнуть снизу командный зачет. Из 11 команд MotoGP слабее «Авинтии» не было никого.

Эктор Барбера

С заключением заводского соглашения Ducati на 2020 — 2021 годы прошлой осенью проект преобразился. Avintia предстала миру с новой чёрной ливреей и логотипами швейцарских часов Hublot, её гараж запестрел красным цветом — фирменную униформу инженеров Ducati тяжело не заметить. Статус спутника марки из Болоньи привёл «Авинтию» в престижный клуб полузаводских команд. С 2020 года в MotoGP больше нет классических клиентских команд.

Прежде, чем вывести Avintia из сумеречной зоны, Чаусу — спортдиректору команды с прошлого сезона, — предстояло изменить её образ мыслей. Рауль Ромеро хотел, но не знал, как именно вступить на уровень «взрослых» частных команд вроде LCR Honda и Tech 3 Yamaha, обитающих на передовой.

Самый маленький бюджет MotoGP ограничивал Avintia. Она не могла добиться от Ducati современных мотоциклов, как и не могла привлечь резвых гонщиков. Более того, в 2019 году оба её пилота — Тито Рабат и Карел Абрахам, — все еще представляли собой арендаторов. Они платили за собственные выступления, и формировали значительную часть бюджета проекта.

Вице-чемпион WSBK 2003 года и призер MotoGP не мог смотреть на «второсортные» условия, по которым Avintia работала с техническими партнерами. Это нужно было исправить в первую очередь:

Первым делом надо было оптимизировать всё то, что имелось у команды. У нас есть бюджет, и надо ему соответствовать. Когда мы за него выходим, у нас упадок. Нам нельзя пересекать красную черту, потому что если пересечём, нам п***ец.

Надо было посмотреть, что у нас на входе и что на выходе. Первым делом — переговоры и перепланировка договора с «Дукати» и всеми поставщиками: с Brembo, Ohlins и так далее. Надо было увидеть положение, сделать всё четче и лучше.

Ромеро возложил на Чауса всю спонсоро-управленческую работу. Как только испанец увидел её изнутри, понял, что многое запущено. Avintia была поглощена экономией запчастей, на обновление которых вечно не хватало денег, вместо того, чтобы думать о расширении. Бывший мотогонщик в директорском кресле начал мыслить по-крупному.

Когда Ducati согласилась пересмотреть действующее соглашение и превратить Avintia в спутник, которому оплачивают гонщиков (речь о Жоанне Зарко — пилоте на зарплате у самой марки) и техников, и предоставляют новые компоненты для байка, процесс явно двинулся в нужном направлении:

В том году я долго боролся с «Дукати». Не в агрессивном ключе, а в хорошем, разговорном. Профессиональная дискуссия и новый способ смотреть на вещи.

Рауль не на всех языках говорит, и он правда занят дома, так что на меня легла договорная часть, сделки, всё. И мне было видно, многое делалось не идеально.

Вторым улучшением стал распорядок. Мне надо фокусироваться на поиске спонсоров, построении команды, смене структуры, а не считать, сколько колёс или тормозных колодок мы израсходуем или уничтожим.

Большим шагом стало изменение отношений с Ducati, и я этим правда горжусь. Нам это позволило изменить многое в гараже. Когда ты на многом фокусируешься с половиной персонала, это трудно. Они [заводские команды] привозят 45 человек, мы привозим 25. У них бюджет 25-30 миллионов евро, наш бюджет менее 10 миллионов.

Мы не могли держать команду, не имея той же структуры, как у «Дукати», той же пирамиды — 1 шеф бригады, 2 шеф-механика, 2 инженера-электронщика. Без этого команда «Дукати» работать не может, потому что она так структуирована. Это был большой шаг вперед.

Появление в гараже Зарко — на момент межсезонья обладателя 6 подиумов MotoGP и 4 поул-позиций, — положительно отразилось на настроении персонала. Заводские инженеры Ducati в гараже, высококлассный пилот, новый престижный спонсор Hublot сильно отличали Avintia от вчерашней себя. Вместо мыслей, что впереди очередной печальный уик-энд, персонал стал трудиться с осознанием, что дополнительные усилия в гараже наверняка приведут гонщиков в зону глав-10.

Под завершение прошлого сезона Avintia избавилась от Карела Абрахама, разорвав его 2-летний контракт. Этот вероломный ход стоил чешскому гонщику карьеры, так как привел к уходу из MotoGP. Чаус не отрицает свой диктаторский стиль управления, но на другой чаше весов — улучшение результатов, что показало невероятное для «Авинтии» 3 место Зарко в Брно при старте с поула:

У нас изменилась ментальность. Это MotoGP, уровень тут высокий, а я — тот еще диктатор. Всем в гараже об этом известно, но им известно, как упорно я работаю и ничего не упускаю. Это значит, я постоянно давлю на команду, но она каждую секунду выдаёт 100%, потому что знает, что и я так делаю. Я их «заразил», и они увидели результаты.

Жоанн пришел и ждал, что команда будет такой же как раньше, и был приятно удивлен. Его это мотивировало, и пошли результаты.