Глава КТМ: Зарко дошел до психологического предела

Жоанн Зарко пробудет гонщиком Red Bull KTM один сезон вместо двух. Эта новость распространилась по паддоку Ред Булл Ринга воскресным вечером по окончании ГП Австрии. По обоюдному согласию стороны решили отменить 2020 год в двухлетнем договоре.

Ноша оказалась слишком тяжела для француза. Лучший независимый гонщик 2017 и 2018 годов в команде Yamaha Tech 3 сменил цвета на оранжевые, перейдя в заводской проект КТМ. За рулём прототипа RC16 Зарко переместился с подиумной области в область второго десятка. В 2019-м он почти всегда оказывается медленнее напарника Поля Эспаргаро, а также не раз проигрывал гонки Мигелю Оливейре, дебютанту MotoGP из Red Bull KTM Tech 3. После ГП Австрии Жоанн числится в зачёте 17-м, Оливейра — 15-м, Эспаргаро — 11-м.

Лишь раз удалось французу закончить заезд в топ-10, когда на ГП Каталонии 11 райдеров не смогли финишировать. Ни на одном этапе Зарко не чувствовал себя уверенным в седле «силового» протопипа из Австрии. Несколько раз это доводило его предельных состояний. На испанском Гран-При Жоанн в разговоре со своей бригадой грубо отозвался о RC16 («Шасси у нас — полное г***о, или наш контроль мощности — полное г***о»), что сильно не понравилось президенту КТМ Штефану Пиреру, который впервые в 2019 году приехал посмотреть MotoGP. Также Зарко досрочно завершил гонку в Нидерландах, объяснив это опасностью потерять контроль над мотоциклом. Он досрочно вернулся в гараж Red Bull KTM.

Пилот и КТМ старались всеми силами исправить положение. Зарко нанял своим тренером экс-чемпиона мира по мотокроссу Жана-Мишеля Бэйля. После увольнения менеджера и многолетнего наставника Лорена Феллона гонщик нуждался в человеке, который психологически бы его поддерживал. Бэйль ездит не только на Гран-При, но и проводит с Зарко время вне трека. Жоанн не скрывал, что эмоциональные взрывы никак не помогали в этом сложном году, только вредили. Иными словами, психологические препятствия были выше технических.

Еще один фактор, который воодушевлял гонщика — присутствие на борту КТМ Дани Педросы. Трёхкратный вице-чемпион MotoGP с 2019 года работает у австрийцев тест-пилотом, помагает приблизить КТМ к уровню лучших мотоциклов MotoGP (за плечами Педросы 13 сезонов в Repsol Honda). Испанец на тестах давал такие же комментарии, что француз. Казалось, Жоанн вернул доверие КТМ после множества просьб по развитию мотоцикла, которые не вели к результатам.

На ГП Чехии по завершении июльских каникул француз блестяще провёл субботу. После тяжелого начала сухого уик-энда он воспользовался ухудшевшейся погодой и добился 3 позиции на квалификации в промокшем Брно. И всё же после этого триумфа (КТМ отпраздновал лучший квалификационный результат за 2,5 сезона в MotoGP) гонщик #5 финишировал 14-м в Чехии и 12-м в Австрии. Улучшений снова не было.

Чтобы понять, как быть дальше, вечером субботы на Ред Булл Ринге Зарко попросили прийти на встречу с председателем КТМ Штефаном Пирером, членом правления КТМ Хубертом Трункенпольцом, директором KTM Motorsport Питом Байером и управкомандой Майком Ляйтнером. Несмотря на несколько напряженных эпизодов в отношениях Зарко-КТМ, руководство с пониманием относилось к трудностям гонщика. Но какие бы шаги не предпринимали обе стороны, желаемого всё не было.

Выход предложил сам Жоанн — расторгнуть договор. Пирер дал согласие, рассказал он Speedweek. Что будет дальше, зависит от пилота. КТМ готовы на любой вариант: отпустить его прямо сейчас, отправить в отпуск на несколько Гран-При, или работать, пока не закончится сезон. Если Зарко больше не захочет выступать за КТМ, никаких юридических претензий это не повлечёт, а в команде его подменит второй испытатель Мика Каллио.