Марк Маркес о своих главных ошибках в сезоне 2015 года

Победитель двух предыдущих чемпионатов MotoGP Марк Маркес в этом году наделал немало ошибок, что обнулило его шансы еще раз побороться за титул. Часть ошибок была допущена по вине самого пилота, часть — из-за проблем технического плана, связанных с агрессивным поведением Honda RC213V этого сезона. Шесть сходов за год — это не та вещь, которую можно ожидать от пилота топового уровня. Такое в MotoGP происходит нечасто — последний раз что-то подобное было в 2010 году с Кейси Стоунером, когда он не довел до конца пять гонок.

В разговоре с журналистом Мануэлем Печино Маркес еще раз прошелся по своим главным неудачам 2015 года и прокомментировал, где и почему вещи сложились не так, как хотелось бы.

Про ошибку в развитии мотоцикла 2015 года:

В 2013-м и 2014-м у меня был мотоцикл, на котором я хорошо ездил, но в этом году в межсезонье я, наверное, ошибся. Мы пошли не в том направлении. Не только я, но и Дани тоже — тот, кто девять лет был в MotoGP. Его мотоцикл тоже был как мой. Мы все допустили одну и ту же ошибку.

Про первую половину сезона, когда в первых семи гонках Марк трижды не доезжал до финиша:

Все-таки думаю, что я в первых нескольких гонках ошибался или терпел неудачи сам. В тех первых шести гонках байк не вел себя так, как я хотел, он был не совсем в порядке — вот откуда мои провалы. Нужно было проявить больше терпения, потому что все те нулевые результаты обвалили сезон целиком, хотя после шестой гонки, думаю, сезон пошел правда хорошо. После Нидерландов я более-менее мог сражаться за чемпионат, но у меня тогда был дефицит в 75 очков, а столько отыграть у Росси и Лоренсо — это тяжело.

Катар, первая гонка сезона. Неудачный вход в первый же поворот и продвижение до пятой позиции через весь пелетон:

Это была первая ошибка. У нас была проблема с мотором, который был очень агрессивен — мы не нашли способа его успокоить. То, что произошло на старте — это чистый разгон: переднее колесо сильно отрывалось от земли и байк вошел в шимми. Когда я доехал до первого поворота, то потерял позиции — не было тормозов, рядом были другие пилоты. Тебя обходят и ты сбит с толку, тормозов особо нет и — бах! Ошибка. Я потерял много позиций, потом вернулся на пятое место… но мы все равно спасли очки.

Аргентина, третья гонка. Контакт с Валентино Росси на предпоследнем круге и сход:

Аргентина была особенной гонкой: мы не знали шины, потому что в прошлом году жесткие шины работали очень хорошо, а в этом мы не могли их использовать. В общем, мы рискнули проехать гонку на мягкой шине, попробовав уйти вперед со старта, чтобы поглядеть, сможем ли мы держать дистанцию. Но Валентино прошел меня за два круга до конца. Я не ездил у него на колесе и не знал его траекторий, так что когда в том месте была перекладка, я не ожидал, что он поедет по той траектории, по которой поехал. Он задел мое переднее колесо и я упал. Это был гоночный инцидент.

Италия, шестая гонка. Лоу-сайд на 18 круге и падение с третьего места:

В тот уик-энд нам было очень трудно: мы не вышли из квалификации №2 и в гонке стартовали 13-и. Я стартовал c установкой и через три круга был вторым, но я знал, что у меня не было [быстрого] мотоцикла — было скорее желание, сила воли… которая в тот день довела меня до момента, когда я остался без мотоцикла [смеется]. Конечно, я допустил ошибку. После тех гонок мы знали: что-то не так, надо что-то менять.

Испания, Барселона, седьмая гонка. Неудачная попытка обгона Хорхе Лоренсо на третьем круге и еще один сход:

Монтмело стал поворотным моментом. Это трек, на котором я почти всегда хорош, там я победил в прошлом году. Отлично помню момент. У нас была проблема с торможением двигателем на входе в повороты — из-за этого колесо блокировалось и торможение двигателем было нестабильное, байк переставляло на торможении, его немного сдвигало [с траектории]. Конечно, когда у тебя только практика, то это ОК, но когда перед тобой другие пилоты… Обычно я специалист по близкой езде сразу за гонщиками и последующим обгоном на торможении, но не получилось. Я все равно попытался и допустил ту ошибку. Я зашел в боксы и сказал: команда, прости — не знаю, что произошло. Но на тесте после того этапа мы стали лучше. Это был поворотный момент.

Нидерланды, восьмая гонка. Близкая борьба с Валентино Росси и второе место после неудачной попытки обогнать его в последней шикане Ассена.

В Нидерландах я думал: я выиграл эту гонку… как если бы так оно и было. Честно. Но все-таки победил Валентино — это и осталось в истории. Он всем кое-что показал.

Великобритания, 12 гонка и первая дождевая гонка сезона. Вновь сражение с Валентино Росси, которое в Сильверстоуне закончилось падением через несколько секунд после начала 13 круга:

Перед Сильверстоуном у нас уже было несколько хороших сухих гонок. Там дело было в том, что мы не тестировали этот байк в дождь. В этом году на тренировках по каким-то причинам не было дождя и мы начали только с утренней разминки. Как я уже объяснял, торможение двигателем — это то, где нам в этом сезоне было труднее всего. В Сильверстоуне я говорил механикам, что торможение им в середине поворота — не совсем такое, какое нужно. Мне предложили несколько вариантов. На старте все шло довольно хорошо и я мог быстро ехать, но небольшое изменение условий и мотоцикл стал очень чувствительным. Я переключил карту, но этого не хватило: я доехал до конца прямой и он огрызнулся.

Испания, Арагон, 14 гонка. Лоу-сайд на втором круге в процессе преследования Хорхе Лоренсо:

Не думаю, что эта гонка чем-то выделялась. Возможно, все шансы [на чемпионат] я потерял в Сильверстоуне. Может, тогда он уже ушел окончательно. В Арагоне я допустил серьезную ошибку, это целиком моя вина. Я знал, что мне будет трудно в начале гонки и что моя самая сильная сторона — это конец гонки. Были похожие гонки, вроде Малайзии и Австралии. Я знал, что поначалу будет трудно, что надо было ехать спокойно. Но мы, конечно, были на домашнем кольце, и [знали, что] Хорхе поехал бы на 100%.

Малайзия, 17 гонка. Падение в Сепанге после резонансного контакта с Валентино Росси:

Меня разозлило то, что началось, но думаю, что нам следует найти источник всего произошедшего, корни всего этого. И они — в пресс-конференции в четверг, когда начался этот абсурд. Все, что там началось, было очень неприятно в целом для мотоспорта. После этого понемногу пошло все подряд: все хотят вставить свое слово, все теперь всё знают о мотоциклах. Что ж, уважаю эти мнения, но моя совесть чиста, потому что в конце-концов те, кто знает правду о том, что произошло в Сепанге — это Валентино и я. И я перевернул страницу и сфокусировался на 2016-м.

О том, что после большого успеха всегда наступает спад:

В 2013-м и 2014-м все шло хорошо, все говорили: «Марк всех уничтожает», но я думал: осторожнее; конечно, будет год, в котором мы будем расплачиваться. Мы говорим про чемпионат с блестящими гонщиками, и всегда трудно поддерживать такой уровень первых двух сезонов.

Марк Маркес