Из SBK в MotoGP: мало побед и много разочарований

Тесты Топрака Разгатлиоглу на Yamaha M1 подняли старую тему о его переходе из SBK в MotoGP. В теории это не очень травмоопасный скачок, но такой, который в прошлом никогда не приводил к большим результатам. Доказательством является то, что команды в высшем классе чемпионата всегда обращаются к Moto2 (если не к Moto3), чтобы найти своих гонщиков. Даже учитывая, что супербайки, по крайней мере на бумаге, больше похожи на мотоциклы MotoGP по мощности, объёму двигателя, весу.

Гонщики, перешедшие из SBK в высший класс, действительно были редкими птицами (не говоря уже о временах 500cc, когда американцы и австралийцы выигрывали дома на серийных мотоциклах), в то время как обратное неверно. Начиная с Марко Лучинелли, заводские производители всегда загребали в паддоке младших кузенов и давали отличные результаты. Альваро Баутиста, действующий чемпион Супербайка, родом из паддока MotoGP, такого же в прошлом, как Меландри и Бьяджи, если назвать навскидку только пару гонщиков. В этом сезоне половина состава Супербайка – пилоты, годами тренировавшиеся на прототипах: Петруччи, Лекуона, Гарднер, Шарин, Реддинг и так далее. Не говоря уже о Суперспорте.

Многие из них добились или добиваются успеха при таком переходе, даже выигрывая титулы, но свойство коммутативности в данном случае не применяется, и об этом говорят цифры. В последние годы было не так много гонщиков, которые поднялись из SBK в MotoGP, и те, кто это сделал, часто получали очень мало удовлетворения.

Бэйлисс, Спис, Крачлоу, Вермюлен: «герои двух миров»

Начать можно с Троя Бэйлисса, трёхкратного чемпиона Супербайка. Австралиец перебрался в MotoGP в 2003 году на Ducati заводской команды и тоже неплохо: 3 подиума и 6-е место в личном зачёте по итогам года. Второй год на красном байке был более сложным (всего один подиум и многочисленные сходы, в том числе из-за «неправильного» мотоцикла), и он перешёл на Honda. Результатов не было, за 6 Гран-При до конца сезона Трой сломал запястье на тренировке, решил вернуться в Супербайк и победить. Его единственная победа в MotoGP пришлась на знаменитый Гран-При Валенсии 2006 года в качестве «шальной карты».

Были случаи с одной победой, как у Бэна Списа. Техасец дебютировал в Супербайке в 2009 году и с первой попытки стал чемпионом мира. Этого было достаточно, чтобы продвинуть его в MotoGP с Tech3 (но в высшем классе он уже сделал 3 «уайлд кард» с Suzuki в 2008 году, заняв в Индианаполисе добротное 6-е место). Первый год прошёл хорошо: пара подиумов и много неплохих мест. Во второй год (всё ещё в Yamaha, но уже в заводской команде) он улучшился и выиграл свою первую гонку. Затем 2012 год был кошмаром между поломками мотоциклов и травмами. Самая серьёзная – травма плеча, которая в следующем году (когда он перешёл на Ducati Pramac) вынудила его уйти в отставку. С успехом в Ассене в 2011 году и 6 подиумами на его имени.

Карьера в MotoGP Кэла Крачлоу, нынешнего тест-райдера Yamaha, получилась намного длиннее. Чемпион мира по суперспорту в 2009 году, после года в Супербайке, он прибыл в MotoGP в 2011 году. После года обучения на Yamaha Tech3 он начал завоёвывать подиумы, пока не убедил Ducati хотеть его заполучить в заводскую команду (неудачный опыт, который длился всего один сезон, хотя всё не так однозначно, как и с Хорхе Лоренсо). С 2015 года он выступал за Honda (до 2020 года). В последние два года он выступал за Yamaha, заменяя то травмированного Франко Морюиделли, то ушедшего на пенсию Довициозо. Кэла любил весь паддок, но за 11 «полных» сезонов ему удалось одержать всего 3 победы и 19 раз подняться на подиум.

Ещё одним гонщиком-победителем в двух сериях, перешедшим из Супербайка, был Крис Вермюлен. В MotoGP австралиец связал своё имя с именем Suzuki, участвовал в гонках на японском байке с 2006 по 2009 год: победа (во Франции, в 2007 году, в дождевых условиях) и 7 подиумов – его достижения. Однако приходится признать, что вряд ли он был на лучшем на стартовой решётке мотоцикле.

Эдвардс и Компания: Не все пончики получаются с дырками

Ни одной победы и 12 подиумов у Колина Эдвардса за 196 гонок. Он прибыл в MotoGP в 2003 году с Aprilia после двух титулов в Супербайке. Затем перешёл в Honda, потом прыгнул в Yamaha и остался там на 7 лет, два из которых – в заводской команде вместе с Валентино Росси. С 2021 года он носил цвета Forward, сначала с CRT, а затем с Yamaha Open, чтобы завершить свою карьеру в 2014 году.

Нориюки Хага, напротив, добился только одного подиума, но из 500 в качестве «уайлд кард» на Suzuki с Yamaha. В 2011 году он провёл полный сезон в полулитровой категории, но без особого удовлетворения, а 2003 год – с Aprilia. Ни одного подиума у Шейна Бирна в чемпионатах в 2004 и 2005 годах, сначала на Aprilia, а затем на Proton KR Кенни Робертса. Для полноты картины стоит вспомнить два подиума Скотта Рассела (чемпиона мира SBK в 1993 году) в классе 500cc с Suzuki в 1996 году, его единственный полный сезон в MotoGP.

Подиум был также у Рубена Хауса в его дебютном сезоне (2004 г.) на Ducati – он занял 3-е место в Катаре, а в следующем году перешёл в Yamaha, но безуспешно. Джеймс Тоузлэнд прибыл в MotoGP в 2008 году как чемпион Супербайка: тут он провел 2 сезона в Yamaha, ни разу не выходя за пределы 6-го места – своего лучшего результата.

Стоит сказать и о Лорисе Базе, который пришёл в MotoGP в 2015 году во время «Открытых» байков, он был на Yamaha с командой Forward. Единственным ярким моментом в его дебюте было 4-е место в Мизано, результат, который он повторил в следующем году на Ducati из команды Avintia в сезоне, охарактеризованном его уходом на пенсию и травмами. Ещё через год француз вернулся в Супербайк.

В MotoGP, но ненадолго: начиная с Рея

Были и гонщики Супербайка, которые постоянно участвовали в WSBK, но их использовали иногда и в качестве замены в MotoGP. И, так или иначе, им давали возможность участвовать в «призовой» гонке. Тут стоит вспомнить Карла Фогарти, который провёл несколько гонок в классе 500cc и вплотную приблизился к подиуму в 1993 году на Cagiva в Донингтоне, прежде чем за несколько поворотов до финиша у него закончилось топливо.

Также было много разговоров о двух появлениях Джонатана Рея на Honda в 2012 году, заменившего Кейси Стоунера. Катапультировавшись в MotoGP в последний момент, британский гонщик занял два хороших места (8-е место в Мизано и 7-е место в Арагоне), но сильно отстал от победителя (43 секунды в Италии, 32 секунды в Испании). Для Джонни это были единственные выступления на чемпионате.

Алекс Лоус тоже не блистал: приглашённый в 2016 году заменить Брэдли Смита на Yamaha Tech3 на трёх Гран-При, он только увидел конец первого, на 13-м месте. Гаррет Герлофф в 2021 году в Ассене на байке Морбиделли даже не попал в очковую зону (17-е место). Как Михаэль ван дер Марк, который 4 года назад заменил Йонаса Фольгера на Yamaha Tech3 в последних двух гонках сезона.

Это список гонщиков, совершивших скачок, вероятно, можно было бы продолжить. Однако, нельзя сказать, что эти пилоты добились хороших результатов при переходе, а сегодня шансов, кажется, ещё меньше, поскольку мотоциклы MotoGP сильно изменились. Карбоновые тормоза и другие покрышки – первые два препятствия, множество неизвестных трасс – ещё одно. К ним добавляются различные методы работы и мотоциклы, которые «работают» иначе, чем супербайки, с экстремальной аэродинамикой и опускающими устройствами. Это далеко не полный список преткновений. Всему этому нельзя научиться, но на это потребуется время. Как раз то, чего нет сейчас у команд, постоянно ищущих новые феномены, даже ценой выгорания гонщиков. Кажется, что время на обучение больше не предоставляется, и риск произвести плохое впечатление становится всё больше.