Квартараро: «Будильник» в Аргентине-18 — поворотная точка моей карьеры

Фабио Квартараро — первый гранприец после Кейси Стоунера, к которому настоящая слава пришла только в старшей категории MotoGP. Выиграв в Мизано-2 первый мировой титул после финиша 4-м и схода своего главного конкурента Франческо Баньяйи, 22-летний гонщик Monster Energy Yamaha вернул титул фабрике из Иваты.

Эль Дьябло так же может назвать себя чемпионом по смене команд. С 2015 года, когда дважды победитель CEV Moto3 пришел в Moto3 к Estrella Galicia Эмилио Альсаморы (менеджера братьев Маркесов), и до 2021-го он поменял 6 команд, 3 категории и 5 производителей — сначала Honda, затем КТМ, Kalex, Speed Up, и Yamaha!

Лишь под крылом «Ямахи» в королевском классе хаотичная и довольно безуспешная карьера Квартараро обрела цельность. В год новичка француз собрал 7 подиумов с Petronas SRT и до конца сезона не успел побить лишь Маркеса в его фантастической сезон с 12 победами и рекордными 420 очками, в 2020-м он выбирался на вершину зачета и упал на 8-е. В этом году как сменщик Валентино Росси Фабио с первой попытки вернул официальной Yamaha корону MotoGP, которой ей не хватало с 2015-го.

Квартараро: Не хотел выиграть титул таким образом

В воскресенье вдоволь накричавшийся от восторга Эль Дьябло начал свою пресс-конференцию с глотка Prosecco. К тому моменту взрывные эмоции стали остывать и ездок из Ниццы снова обрел дар речи. Чуть ранее, давая интервью каналу DAZN, он не мог сдержать слёз, пытаясь осознать всю важность этого достижения.

В 22 года и 187 дней Фабио стал не только первым чемпионом MotoGP из Франции, но и самым молодым чемпионом Yamaha. Как и предыдущий чемпион марки Хорхе Лоренсо, Квартараро чуть не вылетел из Гран-При из-за финишей вне очков. Годы блуждания по младшим категориям в поисках подходящей команды стали катализатором его преображения.

Основатель итальянской команды SpeedUp Лука Боскоскуро в 2018-м сумел создать семейную атмосферу вокруг терявшего уверенность пилота. Фабио пошел вверх: за 2,5 месяца он проделал путь от финиша 22-м в Аргентине до победы в Каталонии. Там его и заприметил Разлан Разали, давший билет французу в MotoGP.

Фабио забрался на вершину MotoGP через 4,5 года после того, как смотрелся едва ли не самым заурядным пилотом Мото2. Но этот год может стать еще слаще для него и Yamaha, если за оставшиеся 2 гонки они сумеют отобрать у Ducati кубок конструкторов и команд.

Контакт Кента и Квартараро (Херес, Moto3, 2015)

Это был трудный уик-энд…

Я в жизни так плохо не квалифицировался, 15-е место… И это в самой важной гонке моей жизни. Мы выбрали хорошие шины, хотя жесткая была бы лучше. Я доволен тем, как прошла гонка. Хотя я не выиграл чемпионат [заодно с победой], очень рад этой гонке. Чемпионат — это как бы добавка.

Что изменилось по сравнению с прошлым годом?

Перед стартом гонки я был с [другом детства] Томом и переживал. Но он говорил мне думать о 3 последних гонках того года, которые стали бедствием. Все, что произошло в прошлом году, очень помогло мне сегодня стать чемпионом.

Yamaha снабдила тебя байком, который идеально подошел?

Честно говоря, в прошлом году мы изо всех сил пытались получить заводской байк, но из-за Covid [и урезания тестов] прошлогодний байк был хуже 2019-го. В этом году моя связь с передком улучшилась, поэтому мне удавалось побеждать.

Мы знаем, что нам нужно улучшить мощность, но в этом году на обгонах на торможении связь была очень сильной. Это правда, нам еще нужно совершениться, потому что не хватает мощности, но я ощущал себя «приклеенным» к байку, я ездил с удовольствием.

Что стало ключом к тому, чтобы в этом году стать чемпионом?

Думаю, постоянство. Мы закончили все гонки, во всех набрали очки, даже в Хересе с проблемой руки. Так же, как в 2019-м, но быстрее.

Баньяйя (сход): Проиграли чемпионат из-за провалов в Муджелло, Австрии и Сильверстоуне

Какой момент в году был самым важным?

Я думаю, Муджелло, потому что Баньяйя был сверхбыстрым, и я выиграл битву с Зарко. Думаю, это был ключевой момент, потому что я снова обрел большую уверенность.

А самый сложный момент для меня был в 2016 и 2017 годах. И момент, который я всё время упоминаю, который помог мне проснуться — это Аргентина, когда я стартовал 28-м, практически перед машиной безопасности [смеётся]. Этот момент стал для меня поворотным, и я сказал: просыпайся!

Мой стиль езды не работал в Moto2, я поговорил со своей командой, сказал им, что собираюсь измениться и что мне нужно время, и с этого момента мы заканчивали все гонки в топ-10 и делали шаги вперед. Я выиграл в Барселоне, у меня был подиум в Ассене, и это позволило мне прыгнуть в MotoGP. Это был самый низкий момент, но он позволил мне отскочить вон куда.

Когда ты выигрывал CEV в 14 и 15 годах, я полагаю, уже мечтал стать чемпионом мира. Каким ты тогда представлял себе свой путь?

Конечно, первым шагом был выигрыш Moto3, но я даже не добился победы. Я пошел в Moto2 с намерением вернуть уверенность. Но в первый год у меня не получалось, во второй получалось, и мы выиграли две гонки, хотя во второй меня дисквалифицировали.

Но я тогда не ожидал, что дойду до MotoGP. Поэтому у меня даже не было возможности побороться за титул. Так что мой единственный шанс стать чемпионом был в MotoGP, чего мы достигли, и этого я совсем не ожидал, когда проводил свой первый тест в Валенсии в 2018 году.

Я говорил себе: чёрт, что я делаю на этом байке? Казалось, его невозможно водить, у него такая мощь… А теперь я прошу побольше [смеётся]. Я делал небольшие шаги вперед, медленно, но верно. На первых тестах в Валенсии, Хересе, Сепанге мы приближались все ближе и ближе, а в Катаре мы сделали большой шаг вперед, и с этого момента я знал, что все идет хорошо.

Насколько важную роль сыграла твоя семья в достижении этого титула?

Обычно мне не нравится, когда со мной слишком много гостей на уик-энде, но сегодня я действительно хотел, чтобы они были здесь, со мной, и чувствовал, что их поддержка была невероятной. Сегодня я впервые не смог поесть, потому что очень переживал. И когда у тебя адреналин до потолка, тебя вдруг подкашивает — вот так я себя сейчас чувствую. Лучше, когда они рядом.

Yamaha — лучший мотоцикл MotoGP?

Ну, не знаю, я другой не пробовал. Что я могу сказать… Если вы посмотрите на комментарии остальных гонщиков, то покажется, что это вроде не так, но у меня он работает достаточно хорошо. Вместе мы чемпионы мира и можем быть счастливы. Мне на байке очень хорошо, но в некоторых областях у меня возникают трудности. Иногда мне сложно обгонять, но с чуть большей мощностью у нас, без сомнения, может быть лучший байк.

Как тебе удался такой прогресс?

Я думаю, естественным образом. Я ни разу ни на что не злился. В прошлом году в Валенсии я входил в гараж и разве что не орал, говорил, что на байке ничего не работает. [Шеф-механик] Диего объяснял, что надо объяснять ему проблемы. Если я ничего не скажу, это не поможет.

В этом году, например, в Ассене Виньялес был на полсекунды быстрее меня на тренировках, но я сохранял спокойствие и смог выиграть гонку. Вчера я стал 15-м в квалификации, и просто смирился. Когда видишь, что спокойствие приносит результаты, тебе хорошо. И я думаю, что контроль над этими ощущениями заставил меня сильно вырасти.

Ты стал первым чемпионом Yamaha после Хорхе Лоренсо …

Хорхе поздравил меня и сказал, что уже не последний. Я не хочу на кого-то походить, я хочу быть другим, но это правда — мой стиль больше похож на Хорхе, но немного агрессивнее. Когда Хорхе выигрывал свои титулы, он был очень точным, и его Yamaha была такой же. В 2019-м она была такой, так что мой стиль был больше похож на Хорхе.

Но в этом году изменился байк, изменился и мой стиль. За эти два года байк стал более агрессивным, и думаю, сходства уже не такие и сходства. Лоренсо и Росси — две великие легенды, и здорово иметь возможность присоединиться к клубу чемпионов Yamaha.

Ты выиграл, заняв прошлогоднее место Росси. Это о чем-то говорит?

Это особенный момент для Вале, но он был особенным и для меня, и когда я закончил празднование, я встретил Вале, он меня поздравил. И тогда мы остались единственными гонщиками на трассе. Там я поздравил его с тем, что он поднял этот вид спорта на такой уровень. Из-за него я захотел стать гонщиком MotoGP, поэтому я стал гонщиком MotoGP.

Как прошло детство и от чего пришлось отказаться?

От многого. Мне пришлось отказаться от многих вещей, особенно вместе с родителями. Когда я был маленьким, отец работал с понедельника по пятницу, а на выходные мы ехали тренироваться. Моя мама оставалась дома одна, а когда возвращалась, упражнялась с моим братом, потому что он был немного толстоват.

В какой-то момент я увидел, что мне нужно перестать есть гамбургеры из «Макдональдса». Когда мне было 13 лет, я переехал в Испанию без семьи. У меня не было нормального детства, а так труднее. На самом деле, пока ты молодой, оказывается, что без семьи весело, потому что ощущаешь себя старше, но сейчас сложнее.

У меня не было нормального детства, но если посмотреть, до чего я дошел, я считаю его хорошим. Я очень много работал, очень быстро повзрослел. По правде, это было непросто.

Ты первый чемпион Франции в высшей категории …

Прекрасное ощущение, я не могу в это поверить. Спустя два часа после гонки я все еще волнуюсь, когда вижу специальный шлем, пит-доску и вспоминаю всё, чего мы достигли. Я еще немного летаю в облаках, еще не до конца усвоил. Мне всего 22 года, и я уже чемпион мира.

Сегодня ты воплотил мечту. Что дальше?

Выиграть еще титул.