Уважаемый «переукладчик» MotoGP разнёс теорию о безнадежном асфальте Остина

Пускай ГП Америк продолжается согласно расписанию, большинство пилотов MotoGP ждут воскресную гонку с явным или неявным нежеланием. Печально известный своими колдобинами «мотокроссовый» Circuit of the Americas собрал новый урожай критики, ставящей под сомнение само существование этого трека во вселенной MotoGP.

По словам пилота Aprilia Алейша Эспаргаро, на пятничной Комиссии безопасности 95% пилотов высказалось за бойкот Трассы Америк, если в следующем году на треке не переуложат асфальт между 2 поворотом и 10-м, с которого начинается самый длинный прямик MotoGP.

А. Эспаргаро: Все ругают трек, кроме парочки любителей колдобин

Поулист Франческо Баньяйя в субботу заметил, что проблема с безопасностью трека намного хуже Сильверстоуна, когда некачественно переуложенное кольцо вынудило отменить весь гоночный день после не самого сильного дождя.

Баньяйя: Есть риск упасть в любой момент

По мнению лидера чемпионата Фабио Квартараро, у COTA «запредельные» проблемы с безопасностью, так как подскакивающие мотоциклы зависают в воздухе и буквально вырываются из рук.

Квартараро: Похоже на трек для мотокросса, шутка какая-то!

Зная об этих проблемах после точно таких же жалоб прошлых лет, владельцы американского кольца кое-что подправили. Перед сезоном 2020 (в том году ГП Америк вычеркнули на фоне коронавируса) поворот 1, поворот 9, задний прямик и несколько участков ближе к концу круга заменили новым асфальтом.

Тем не менее, пилоты помнят, что в 2019-м, когда MotoGP приезжал в Остин последний раз, покрытие было более приемлемым. Почему же частичное обновление подвело трек на грань вылета из MotoGP?

Годами считалось, что всему виной неудачное расположение COTA — под асфальтом расположен слой глины как раз в местности, богатой грунтовыми водами. Постоянное движение глины приводит к уникальному для MotoGP явлению — выбоины асфальта имеют «природное» происхождение и каждый год возникают в разных участках, а не появляются после автогонок с их мощной прижимной силой.

Положение усугубилось после сильного дождя в 2015 году, когда часть труб водоотведения под асфальтом прорвалась, и произошел «подземный потоп». В результате, кажется, слой глины промок на годы вперед.

Сильверстоун обновили по ошибочной методике?

Значит ли это, что COTA обречена на вечно блуждающие ямы и сомнительную репутацию самого мотокроссового кольца на планете из числа асфальтовых? Архитектор Ярно Цафелли отмахнулся от такого предположения в интервью Motorsport.

Основатель Dromo Circuit Design не раз отличался в MotoGP как спаситель проблемных треков. Помимо надзора за переукладкой Сильверстоуна в 2019-м, которая устранила все недоразумения работы 2018 года (выполненной «гражданской» компанией Aggregate Industries), Цафелли задействовали при обновлении Мизано, Муджелло, Сепанга, а также конструировании аргентинского Термас де Рио Ондо.

Если к сооружению гоночного трека подойти с научным подходом, никакие ползучие грунты не станут портить асфальт так, как сейчас в COTA, утверждает Цафелли:

Я не могу прокомментировать фактическое движение [покрытие COTA], но надо помнить, что Сильверстоун в прошлом тоже считался ухабистыми, и кто-то думал, это из-за глины под треком.

А мы доказали, что это неправильно, это было заблуждение, потому что когда мы проводили укладку на бетонные плиты, они были 1942 года. Мы нашли очень хорошего подрядчика, и мы управились со строительством как надо. И теперь он не ухабистый, он до сих пор ориентир. То есть сделать лучше — это возможно.

Помимо MotoGP, консультирующую компанию Цафелли знают и в Формуле-1 по таким свежим проектам, как обновление голландского трека Зандфоорт ради возвращения в календарь ГП Голландии, и продолжаемая частичная переделка трека в Абу-Даби, ОАЭ.

Именно трековый опыт Dromo позволяет компании убедительно возвышаться над подрядчиками вроде Aggregate IndustrieS — укладчиков автомобильных шоссе в Великобритании, которых всё-так зря привлекли к обновлению Сильверстоуна.

Владельцам треков, если они хотят не потерять доверие мировых чемпионатов вроде MotoGP, следует искать «гоночных» специалистов для обновления асфальта, которые правильно определять параметры работ для дорожников.

В случае с ГП Америк кажется, что повторяется «случай Сильверстоуна» — не учитываемая специфика кольца приводит к повторению искривления асфальта после какого угодно числа переукладок. Ни глина, ни наличие грунтовых вид под кольцом не должны служить оправдением:

Я лишь прикидываю: если у вас возникла проблема с недрами, по окончании проблем не будет, они появятся со временем. Если же у вас проблема сразу по окончании, значит, вот так вы уложили, проще некуда.

Эспелета: Асфальт — не точная наука, как думают люди

Открытый к гоночному сезону 2012 трек состоит из 3 типов асфальта разной степени держака. Один из самых заметных «швов» был виден уже в пятницу на мокрой СП-1 на подъеме к повороту 1. Это один из тех участков, что были обновлены в межсезонье 2020-го.

В результате частичных переукладок COTA превратилась в лоскутное одеяло, что само по себе расширяет диапазон паршивости асфальта вдобавок к сложной почвенной местности. Качественная полная переукладка асфальта могла бы решить вопрос, и кажется, накануне 2022 года такой исход очень вероятен из-за ультиматума Dorna, которая грозит оставить Остин без MotoGP.

Ползучие грунты не так страшны, подчеркивает Ярно. Это доказывает мониторинг Сильверстоуна, который с 2019 года «почему-то» перестал шевелиться вопреки специфике глины под ним:

Абсолютно, в Сильверстоуне мы так и сделали. То есть вот вам доказательство, и вы можете увидеть это сейчас. Мы мониторим Сильверстоун каждые шесть месяцев, мы делаем полное сканирование трека с местными подрядчиками.

На деле, мы делаем мониторинг каждые шесть месяцев в Сильверстоуне, и ничего не движется. Если что-то сдвигается на миллиметры, мы идем в лобовую и стараемся понять с помощью сильверстоуновцев, как его немедленно удержать, потому что мы видим различия. Но кочки, которые мы видели в Остине, не миллиметровые, они сантиметровые.

По сведениям Motorsport, техасское кольцо хоть и живет за счет типичных трековых мероприятий вроде гонок, школ вождения и трек-дней, отнюдь не бедное и могло бы давно направить поток налички на асфальт. Однако из предположительных почти 100 миллионов долларов, которые за все годы вкачали в COTA, очевидно, до покрытия дошло не так уж много.

Времена, когда MotoGP приезжал в США 2-3 раза в год ради таких треков, как Индианаполис, Лагуна Сека и собственно Остин, давно в прошлом. И если Трасса Америк не будет обновлена к 2022 году, у мотоциклетного Гран-При США не останется своего дома.

Разумеется, трек так же завязан под Формулу-1, но и этот чемпионат может выдвинуть ему такие же требования, упоминает Motorsport. С переходом на тонкие 18-дюймовые колеса в 2022 году может оказаться так, что болиды станут более «прыгучими», и возненавидят кочковатые треки так же, как в MotoGP.