Прощальная пресс-конференция Росси: вопросы и ответы

Официально: Валентино Росси заканчивает карьеру гонщика MotoGP

Итак, сверхдлинная карьера Валентино Росси остановится на 26 сезоне Гран-При, 22-м в категории MotoGP, и 16-м на прототипе Yamaha YZR-M1.

В этот четверг на ГП Штирии легендарному Доктору Dorna Sports выделила собственную пресс-конференцию, где среди прочих присутствовал шеф Dorna Кармело Эспелета, директор Ducati Corse Луиджи Даллинья, чемпион MotoGP Жоан Мир, и управленцы империи VR46 Алессио Салуччи и Альберто Тибальди.

О важной конференции стало известно сегодня утром. С этого момента можно было ожидать 2 новостей — либо пилот Petronas SRT Yamaha в 2022-м меняет команду и приземляется в собственной Aramco VR46 Ducati, либо ставит точку.

Как признался Валентино, ему хватает желания «хоть еще на 20-25 лет», но чемпионской скорости уже нет: первую часть сезона он завершил на 19 месте, с лучшим 10 результатом, который покорился ему дома в Муджелло. Поколение намного более молодых соперников вытеснило 42-летнего ветерана к противоположному краю решетки.

В июне прилюдное заявление саудовского принца Абдул-Азиза Аль Сауда — партнера команды VR46, который привел на борт проекта нефтяного гиганта Saudi Aramco, — о желании видеть Росси пилотом VR46 Ducati давало повод допустить, что иного выхода у пилота #46 не будет, кроме как растянуть карьеру, исполняя некую часть сделки о титульном спонсорстве.

Однако ничего подобного не случилось, последнее слово осталось за Валентино. Он так и не станет напарником брата Луки Марини — дебютанта этого сезона, которому уже гарантировали (но не объявляли) место в спутнике Ducati.

Росси останавливается с 9 титулами и 115 победами в категориях GP125, GP250, GP500 и MotoGP, не дотянув всего 7 до рекорда 15-кратного чемпиона Джакомо Агостини. Грядущий ГП Штирии будет для него 424 гонкой с начала мировой карьеры!

Любопытно, что поворотную новость Валентино сообщил в том же самом месте, где начинала строиться его великая гоночная статистика. Именно на Ред Булл Ринге (25 лет назад австрийское кольцо называлось A1-Ring) 4 августа 1996 года 17-летний дебютант впервые попал на подиум чемпионата мира, когда стал 3-м в классе GP125.

Завершение мотогоночной карьеры означает полноценное начало карьеры автогоночной. Росси пока не сформировал чёткие планы на 2022 год, но подтвердил, что легендарные «24 часа Ле-Мана» входят в сферу его интересов в Эндурансе:

У меня была очень долгая карьера, я много выиграл, но были очевидно и волшебные моменты, чистая радость. Я неделями смеялся после таких моментов.

Трудно было решить остановиться, но надо понимать, как всё устроено. В любом спорте выделяют результаты, так что думаю, я принимаю верное решение. У меня была возможность погонять за свою команду MotoGP с моим братом Лукой, и я думал об этом, хотелось бы.

Но ОК, у нас еще половина сезона, и я знаю, чем ближе конец сезона, тем будет тяжелее. Я хорошо провёл карьеру, мне не на что жаловаться.

Ответ на первый журналистский вопрос — послание своим фанатам:

Своим фанатам скажу, что я долго отдавал всего себя. Я старался изо всех сил, чтобы держаться на вершине, и мы хорошо провели это совместное путешествие.

Наверное, некоторые мои фанаты только родились, когда я уже был на треке, а я до сих пор здесь, и они за меня болеют. Я получал невероятную поддержку со всего света. Временами эту поддержку было трудно понять, часто я лишался дара речи, гордился этим.

Всех благодарю. Думаю, нам с вами было весело.

Про момент принятия решения:

Я решил по ходу сезона. Я заставил себя решить во время летнего перерыва — тогда всё и решилось. В начале года я хотел продолжения, но хотелось и понять, быстр ли я еще. Результаты были ниже, чем я ожидал, поэтому я думал об этом всё чаще и чаще.

О будущем могу сказать, что автомобильные гонки мне нравятся чуть меньше, чем мотогонки. Думаю, в 2022-м буду гонять на автомобилях, но мы ведём этот процесс, я пока не решил. Я ощущаю, и всегда буду ощущать себя ездоком. Наверное, я больше не буду гонять на таком уровне, но точно продолжу.

Если честно, 2 года назад, ну или в прошлом году я не был готов бросить MotoGP. Прежде чем бросать, я хотел всё перепробовать, но сейчас я спокоен. Конечно же, меня это не радует, но в любом случае, даже если б я бросил в следующем году, тоже не был бы счастлив, потому что хотелось продолжения!

Так что это правильный момент. У нас еще полсезона, чтоб постараться стать сильными. Думаю, сейчас это правильное решение.

Про отброшенную идею стать пилотом в своей Aramco VR46 Ducati:

Мне предлагали гонять за мою команду [смеётся]. Я очень серьёзно это обдумывал, потому что мне нравилась мысль гонять за собственную команду. Думаю, из-за нашего гоночного отдела в Тавуллии у нас отличные команды в Мото2 и Мото3, некоторые люди работают со мной с дней GP250.

Это была бы фантастика, но я всё-таки решил этого не делать, потому что надо было менять байк. Если б еще 2-3 сезона, то был бы хороший проект, но когда впереди всего 1 год, вероятно, риск был выше выгоды.

Валентино Росси (1996)

О ключевых моментах карьеры:

Я пережил невероятные дуэли. Было 3 фундаментальных чемпионата: в 2001-м, когда я выиграл последний чемпионат в пятисотках; затем 2004-й, когда я выиграл в первый год на Yamaha; и затем 2008-й.

Я уже был не молод, проиграл 2 сезона подряд, и обычно в таких случаях кажется, что карьера чемпиона может и окончиться. Но сменив шины, мне удалось побить Лоренсо, Стоунера и Педросу, и это было здорово. Вот самые важные моменты моей карьеры.

О сожалениях по ходу карьеры:

На счёт своих выборов я не сожалею. На «Дукати» было трудно, потому что я не побеждал, но это был великолепный вызов — итальянец на итальянском байке. Если б мы победили, это вошло бы в историю.

Мне жаль, что я не выиграл 10 титул, тем более я этого заслуживал за то, как гонял. Я дважды прогрывал чемпионат в последней гонке, и думаю, как минимум 1-2 я заслужил. Но что есть, то есть, и жаловаться нельзя. У меня всегда была хорошая зарплата — вот это нормально [смеётся]!

О личной жизни, которая страдает от большой известности:

Вот в чем разница между мной и другими великолепными пилотами MotoGP. Честно, не знаю почему, но мне всегда удавалось подводить множество людей поближе к мотогонкам. До меня многие не знали мотогонок, особенно в Италии. Я это сделал в первой части карьеры, играя на эмоциях людей.

Это нечто особенно, но моя личная жизнь становилась всё более и более трудной, мне пришлось насильно её менять. Я всегда старался жить как обычно, но скажем так, это обратная сторона монеты. Мне и так нормально.

О наследии после ухода:

Мне кажется, в Италии я привёл множество фанатов в чемпионат, многие стали следить за мной. Немного похоже на успех Томба в лыжах. Это прекрасная черта моей карьеры — по воскресеньям я развлекал множество людей, на час или два они забывали обо всем, и веселились со мной.

Думаю, это прекрасно, и наверное, поэтому меня некоторые считают легендой даже сегодня, пусть даже я быстро не езжу. Многие плакали, и я часто не понимал, почему. Для меня это величайшие эмоции.

Про запланированный переход в автогонки:

Я всегда старался улучшиться в автомобилях, чтобы быть наготове, когда переключусь на те гонки на полную ставку. Но я не знаю, на каком уровне смогу оказаться. Знаю, что буду этим заниматься не ради веселья, а ради попыток побеждать.

Пока не знаю, где буду гонять. Может и в «Ле-Мане». Там много категорий. Думаю, будет весело.

О том, почему последние сезоны становились всё более мучительными:

В 2018-м я был силён, в концовке практически выиграл 2 гонки, да и в 2019-м сильно начинал. Потом не знаю, что случилось, честно.

В 2020-м я вроде как тоже сильно начинал год, но потом под конец года начались проблемы, и меня уже не было на передовой. Молодые ездоки очень сильны, каждый много тренируется.

Тут несколько факторов, я не знаю, какой главный. В этом году я знал, что не смогу победить, но хотелось стать быстрее. Постараюсь хотя бы закончить поближе.

О том, чего будет не хватать в жизни после MotoGP:

Буду скучать по этой жизни спортсмена, по просыпанию каждое утро ради тренировок, попыток победить. Затем буду скучать по езде в MotoGP и работе со своей командой, когда мы пытаемся улучшить байк с лучшими техниками на свете.

Затем буду скучать по ощущению воскресным утром, когда до гонки 2 часа, тебе страшно, и тебе нехорошо. Но это эмоции, и мне их будет не хватать.