Monster Energy и Росси заодно в MotoGP… Но где окажется Yamaha?

Ни единственный подиум за сезон (Херес-2), ни 15 место в зачёте не означают, что Валентино Росси перестал влиять на MotoGP. Мегапопулярный мотогонщик с 9 гранприйными титулами за спиной наверняка остаётся главным атлетом чемпионата для своего спонсора Monster Energy, и в ближайшие годы — независимо от того, сколько еще продлится карьера 41-летнего Доктора, — за этим могут последовать интересные повороты.

Разумеется, политический вес его фигуры в Yamaha снижается с каждым годом. Оставив свою последнюю победу в 2017 году (Ассен), Валентино уже не может требовать от «камертонов» максимально выгодных условий.

Когда пилот #46 в следующем году дебютирует в спутнике Petronas SRT, ему не раз дадут понять, что лучшие годы миновали: несмотря на заводской байк и заводских инженеров, обновления на нём будут появляться с задержкой в 3 Гран-При. Главный приоритет Маверику Виньялесу и Фабио Квартараро из официальной Monster Energy Yamaha. Этот молодой дуэт и будет задавать эволюцию М1, тогда как ценность мнения Росси упала практически до нуля.

Cоюз Росси-Yamaha не выглядит таким уж прочным, несмотря на 15 сезонов, 4 титула и 56 побед. Останется ли в Yamaha символ её успехов, когда в 2022 году начнётся действие нового 5-летнего контракта Dorna Sports с командами MotoGP? Сейчас можно сказать скорее «да», чем «нет», и всё-таки у вероятного развода тоже есть основания.

Первое касается вступления в премьер-категорию команды Росси. В 2021-м VR46 будет клиентом Ducati, которая предоставит Луке Марини устаревший Desmosedici. Это еще не полноценный VR46 — байк будет выставляться от имени Esponsorama Avintia, и будет отличаться от «нормального» байка Эния Бастианини чёрно-синеей ливреей Росси.

Презентация Sky VR46 2021, Лука Марини

Так как впереди у Esponsorama последний год на решетке премьер-класса, высока вероятность, эту чемпионатную ячейку к 2022-му и приобретёт VR46. Ни с одной другой частной командой у них не налажен такой плотный контакт, начинать переговоры с кем-то еще означает почти начинать заново.

Путь вхождения VR46 в MotoGP примерно ясен, но что остаётся непонятным, так это марка мотоциклов. Будет ли это Yamaha, или Росси углубит союз с Ducati? Или может, его в свои спутники затащит Suzuki либо Aprilia?

Как часто повторяют менеджеры MotoGP, «все разговаривают со всеми», нужно допускать правдоподобность любых союзов… Кроме Honda: к своему бывшему работодателю фактически под одну крышу с Марком Маркесом Доктор вряд ли забредёт. КТМ ближайшие пару лет не готов сдавать байки в аренду другой команде, помимо Tech 3.

По слухам, деловая дружба Росси с Yamaha включает требование в любом чемпионате использовать мотоциклы именно этого производителя, если возможно. Что касается 2021 года, его соблюсти не удалось: этот сезон спутником Иваты еще побудет Petronas SRT, тогда как расширять программу с 4 мотоциклов до 5-6 фабрика не собиралась. Росси выбрал Ducati, потому что его исторический производитель был недоступен.

Не последует ли за одним исключением другое? Портал GPOne предполагает, это возможно. Если до этого дойдёт, Yamaha может проститься не только со своей легендой, но и с Monster Energy — главным спонсором своей заводской команды с 2019 года. За 2 общих сезона MotoGP команда американского производителя энергетиков взяла лишь 3 победы из 33 возможных, все благодаря Виньялесу. О титулах не было и речи.

Вдобавок, в начале декабря «монстры» заключили многолетнюю сделку с Suzuki Ecstar. В обозримом будущем (точно не в 2021-м) это может привести к тому, что вместо Monster Energy Yamaha мы увидим Monster Energy Suzuki.

Так как Suzuki наверняка входит в число тех, с кем VR46 сейчас прощупывает почву на период 2022 — 2026, нетрудно выдвинуть предположение, что уже через год и Росси, и его команда, и Monster Energy будет гонять на «джиксерах» вместо М1. Для этого нужно несколько условий вроде завершения текущей сделки «монстров» с Yamaha и того, как лягут карты Petronas SRT и Gresini Racing — команд, которые тоже присматриваются к Suzuki.

Фабио Квартараро

Как сообщает GPOne, на борту М1 Росси в следующем году сохранится логотип Monster Energy, который так же является его личным спонсором. Возможно, в Petronas SRT эти наклейки заменят Visit Malaysia. Закрытые коронавирусные границы Малайзии делают бессмысленным рекламу её туристической отрасли в 2021 году, зато «монстрам» это обстоятельство ничем не мешает.

Будет интересно понаблюдать за следующими актами этой истории. В конце концов, прочностью союзу Росси-Yamaha придают не столько былые триумфы, сколько деньги, которые зарабатываются здесь и сейчас. Торговый оборот основанной в 2012 году компании VR 46 RACING APPAREL SRL составляет примерно 30 миллионов евро, важную часть этого числа составляют одежда и атрибутика Росси/Yamaha.

В свою очередь, образ победителя 115 гонок Гран-При привлекает уйму его фанатов именно к продукции Yamaha, будь то мотоциклы или безделушки вроде кружек и брелоков для ключей. Трудно представить, чтобы стороны решили похоронить такое прибыльное дело.

Однако Валентино — не просто звёздный гонщик Yamaha, теперь у него своя команда в MotoGP, и он желает продвинуть её на самый верх. Технические условия в Yamaha по его меркам не так что бы очень. Дело не только в разрезании бригады #46 напополам при переходе в SRT — оно и в отношении Иваты к Франко Морбиделли. Пусть ученик Росси стал вице-чемпионом MotoGP и выиграл 3 гонки, в 2021-м Yamaha по «экономическим причинам» оставит его на гибридном М1 2019/2020 годов. То есть никакого поощрения для пилота, который затащил «камертонов» в призовое трио сезона.

Кто знает, что предложит Доктору Ducati, Suzuki или вовсе Aprilia? Чтобы оставить Росси на своей орбите, «Ямахе» скорее всего потребуется избавиться от Petronas SRT, заменив их на VR46 к 2022 году. Но и этого может быть мало, если техническое обеспечение останется прежним. В 2020-м у Фабио Квартараро был современный М1, у Морбиделли прошлогодний. Двух одинаково свежих мотоциклов Yamaha предоставить не могла.

Вероятно, Росси потребует для своей команды большего, особенно если в 2022-м сам будет выступать за неё вместе с Марини. Ветеран гоночной сцены растягивает карьеру год за годом, так как слишком любит мотогонки. Но если они не приносят удовольствие, это сеет неудобные вопросы. Особенно к производителю. Когда Доктор пережил технический сход на ГП Валенсии, он уколол Yamaha неудобным замечанием: впервые за 25 лет карьеры под ним одинаково медленный и ломучий байк, хотя обычно бывает что-то одно. Не посмотреть ли, как там у других?

В следующем году работа шефа Yamaha Motor Racing Лина Джарвиса проще явно не станет. И на виду, и за кулисами происходят вещи, которые британец едва ли в силах контролировать. Кажется, Monster Energy начинает соскальзывать в объятия Suzuki, директор Petronas SRT Разлан Разали недоволен отношением марки к большому молодцу Морбиделли, Росси входит в MotoGP через дверь Ducati и тянет «монстров» за собой.

У Джарвиса много нерешенных вопросов вдобавок к проблеме №1 — гонщикам заводской Yamaha. Ни Виньялес, ни Квартараро в сумасшедшем 2020 году не отличились, если только под этим не подразумевать проигрыш чемпионата, несмотря на 4 победы на двоих. «Клапан-гейт» (штраф FIM в виде снятых очков за использование неомологированных клапанов) так же добавил седых волос управленцу Yamaha.

Психологическая устойчивость Фабио и Маверика была под вопросом в этом году, и не исключено, останется в следующем, пускай француз намерен плотно поработать со спортпсихологом. По иронии, самый крепкий в этом смысле Морбиделли, вероятно, не далёк от того, чтобы в 2022-м приземлиться, скажем, на территории Suzuki, когда (и если) она заведёт команду-спутник. Нет ничего странного, если Франки как пилот Академии VR46 осуществит этот переход под дирижирование самого Вале.