Росси: Крачлоу хорош, но Yamaha нужна серьезная программа

Победный ГП Валенсии вывел Франко Морбиделли на 2 строчку зачета позади свежекоронованного чемпиона Жоана Мира. В концовке сезона среди всех гонщиков на М1 именно пилот независимой Petronas SRT смотрится шустрее всех.

Полубразилец-полуитальянец не просто выиграл 3 гонку сезона. На последнем круге он отбил все нападки агрессивного Джека Миллера на Ducati. Морбиделли назвал эту победу своей лучшей в MotoGP, ведь на последнем круге он несколько раз терял лидерство, но каждый раз выкидывал встречный хук.

Остальным пилотам Yamaha неловко, если можно так сказать. С результатами 14 — 0 в Валенсии недавний лидер зачета Фабио Квартараро обрушил себе весь чемпионат, Маверик Виньялес не может вернуться на подиум после победного ГП Эмилии-Романьи, единственным призом Валентино Росси остается 3 место в Хересе-2 почти 4 месяца назад.

Все пилоты на новом М1 2020 уступают единственному ездоку на М1 2019/2020. Шеф-механик Рамон Форкада почти каждый раз даёт Морбиделли байк, на котором можно биться за подиум, тогда как остальные бригады Yamaha хаотично пробуют разные способы найти сцепление с асфальтом, и регулярно проваливаются.

Положение Yamaha сильно напоминает 2017 — 2018 годы. Пилот Tech 3 Жоанн Зарко нередко объезжал Росси и Виньялеса на своем старом, и весьма постоянном М1 версии-2016.

Впрочем, сейчас последний байк Yamaha конкурентнее предшественника 2-3-летней давности, заметил Росси в воскресенье. Кроме того, если его ученик из Академии VR46 и лучше остальных «камертонов», то скорее благодаря отменной физической и психологической форме. Морбиделли не добивает капризный байк, который заезжает на подиум в одной гонке и тонет в пелотоне в следующей:

В 2017-м было немного иначе, потому что в том году М1 был совсем другим, его было трудно водить. Иногда он был фантастикой, но на других треках — наоборот. Кроме того, помокру он был невозможен.

Сейчас разница между байками 2019 и 2020 не такая большая. Франко провел неимоверный сезон, и думаю, сейчас он — быстрейший пилот MotoGP, он в наилучшей форме, вот в чем разница. Он сумел ответить на удар, который в том году ему нанес Фабио, став сильнее. И думаю, в следующем году он станет всеобщей проблемой.

Уходящий на гоночную пенсию Кэл Крачлоу — пилот, которому предстоит решать эти проблемы. На ГП Валенсии Yamaha подписала его на 2021 год своим тест-пилотом. Англичанин заменит Хорхе Лоренсо, который за весь год ничего не сделал для развития М1.

Тест-программа Yamaha в этом сезоне практически отсутствовала. Все 4 дня, которые Лоренсо провел в феврале и октябре, почему-то отводились на байк 2019 года. Японская тест-бригада застряла дома из-за закрытых границ на фоне COVID-19. В то же время, другому японскому игроку Suzuki это не помешало сделать Жоана Мира чемпионом MotoGP.

Крачлоу получил эту работу после того, как от нее отказался Андреа Довициозо. В этой роли Росси предпочел бы увидеть именно Дови, хотя главный изъян был в другом. Так как Yamaha в 2019-м ликвидировала только что созданную европейскую тест-бригаду, её последний чемпион оказался бесполезен. В следующем году без полноценной европрограммы М1 будет тяжело улучшить:

В этом основная проблема — в том, что у всех остальных производителей была очень активная тест-бригада, которая вела испытания в Европе, а мы не вели. У нас есть лишь тест-бригада в Японии, которая гоняет по трекам — я бывал на них, — не имеющих ничего общего с теми, на которых гоняем мы. Надо ездить по нашим трекам на наших шинах.

Да, пришел Лоренсо, но он провел всего 1 день в Малайзии, а потом после остановки «Ковида» через 8 месяцев в Портимане. Никакой работы практически не было.

Во-первых, «Ямахе» на следующий год понадобится серьезная тест-команда в Европе. Мне бы хотелось в тест-пилоты Довициозо, потому что он очень быстр, чувствителен и с большим опытом. Хотя Кэл — тоже пилот, способный дожимать байк до предела, если у него есть нужная мотивация. Нам скорее не испытатель нужен, а серьёзная программа.

Всплеск Yamaha в этом сезоне — 7 побед за 13 гонок, — всё равно не дал ей возможность выиграть первый титул с 2015 года. В Валенсии его выиграл Мир на Suzuki, его коллектив так же взял чемпионат команд.

«Камертоны» до сих пор не освоились в эре шин Michelin и электроники Magneti Marelli. С наступления новой эпохи MotoGP минуло почти почти 5 лет, и основные беды Yamaha остаются прежними, отмечает Доктор:

Проблемы [с задним держаком] начались с «Мишлена». С Bridgestone наш байк очень хорошо работал, до 2015-го мы были на высоте, могли выигрывать чемпионаты.

Мы как будто не совсем понимаем, как лучше всего пользоваться Michelin. На бумаге предполагалось, что эта новая шина-2020 создана под «Ямаху», но по мне так она очень похожа на 2019-ю. Наоборот, она стала шиной «Сузуки». Кажется, где-то они понимают больше нашего.

В это же воскресенье, где Росси не без труда финишировал 12-м, Льюис Хэмилтон выиграл ГП Турции и вошел в историю как 7-кратный чемпион Формулы-1, сравнявшись с Михаэлем Шумахером.

У Росси в MotoGP так же 7 титулов, и схожее количество побед. Хотя, если посчитать младшие категории, Доктор все еще впереди, пошутил он в ответ на упоминание Хэмилтона:

Могу только выразить ему комплименты. У него это 7 титул, как у меня в MotoGP, хотя мне важны и победы, потому что у него 94 против моих 89. Но я еще могу добавить те, что в GP250 и GP125, и еще те 2 чемпионата [смеётся].