Тарамассо: Стиль езды влияет на шины намного сильнее компоновки двигателя

Что происходит на шинной кухне MotoGP за 1,5 месяца до вероятного перезапуска сезона? Об этом менеджер мотодивизиона Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо рассказывал в Ютуб-передаче «Круглый стол MotoGP». Его собеседниками были журналисты MotoGP Франко Боббьези, Мэт Оксли, Мишель Тюрко, Мануэль Печино и Джованни Замани.

В 2020 году чемпионат поедет на новой задней шине. Компания из Клермон-Феррана, которая всегда славилась в MotoGP суперхваткой задней покрышкой, нашла еще больше держака. Изделие Power Slick/Power Rain перешло на новый, более гибкий каркас. Шина лучше плющится под тягой в повороте и прилипает к асфальту. При этом она не стала мягче — напротив, повысила держак вместе с износостойкостью.

Michelin преследует чёткую цель — чтобы пилоты могли гнать с полным дросселем от старта до финиша. Компания хочет, чтобы ушли в историю гонки, где последние 5 кругов превращаются в простое доезжание.

«Поворотные» Yamaha и Suzuki с рядными моторами на зимних тестах сразу ощутили выгоду, в Aprilia и КТМ — у этих байков моторы V4, — покрышку так же сочли перспективной. Кому пришлось долго честь головы, так это Ducati и Honda. Самым злобным мотоциклам MotoGP новинка пришлась не совсем по вкусу — с их V-образными траекториями боковым держаком пользоваться тяжело, ведь он им не нужен.

Кроме того, изменился баланс — задняя чересчур толкала переднюю на торможении, провоцируя низовки. Жесткие тормозилы вроде Андреа Довициозо и Марка Маркеса набили несколько шишек в таких авариях. Как бы ни было, ускорились все, заметил Тарамассо. Однако на первом этапе «джентльменские» байки были впереди силовых.

Пока коронавирус внёс только одно большое изменение в планы Michelin — дебют суперхваткой передней шины перенесён с 2021-го на 2022-го. В этом порезанном сезоне всё равно не будет достаточно времени на доводочные тесты.

Когда вы внедряете новую шину, как это случилось в этом году с задней, на вас давят производители и ездоки?

Да, давление есть. Производители и ездоки, которые видят преимущество, подталкивают внедрять её как можно скорее. Но есть регламент: новые шины нельзя внедрять по ходу сезона, мы должны привозить шины на первый ГП и затем оставлять их теми же в течение года.

Ясное дело, спорим, но до внедрения новой шины мы проводим несколько тестов на разных кольцах. Затем, основываясь на данных, стараемся найти решение, которое всем понравится — вот наша философия. Мы не думаем лишь о создании шины, с которой какие-то пилоты поедут на секунду быстрее. Мы хотим удовлетворить всех пилотов на решетке.

Можете объяснить настройку и баланс перемен у разных байков под новую шину, внедрённую Michelin?

Новый каркас был спроектирован ради большего держака на выходе, когда на асфальте «больше» шины. Таким образом, это обеспечивает лучшую тягу. Более того, после первых тестов мы так же осознали, что шины устойчивее на поворачивании из-за лучшего держака.

Еще задняя шина помогает и на торможении своей устойчивостью. Когда сзади больше держака, это сильнее давит на переднюю. Такова физиология, поэтому надо приспосабливать подход, подвеску и баланс.

Но стиль езды тоже надо менять, нельзя тормозить и разгоняться, как раньше. Работы много. Нельзя быть таким агрессивным, как раньше. Некоторые мотоциклы и пилоты очень шустро приспособились, но в конце концов, было видно, она всем несёт выгоду.

Нам известно, что шины должны готовиться задолго до каждого ГП. Как вы готовите шины, раз сегодня нет определённости? Каков минимальный предел изготовления?

Нелегко готовить шины, не зная, когда поедешь на кольцо, потому что гонять на треке в июне — одно дело, в ноябре — другое. Температуры совсем разные. При обычном положении мы объявляем, какие шины будем использовать, ГП за ГП, и начинаем их изготавливать за месяцы до гонки.

Теперь положение немного иное. Первая гонка, вероятно, будет в Хересе, потом в Австрии и Чешской Республике. Скоро начнём производить шины для первых 2-3 гонок. Потом, когда будет календарь, сделаем остальные.

В целом, у нас 3 шинных семейства. Одно для Австрии и Таиланда — для задка это особенные кольца. Второе — строго асимметричные шины для передка и задка, то есть с большими различиями между правой и левой стороной. Мы ими пользуемся, например, на Заксенринге, Филлип-Айленде и Валенсии. И затем 3 семейство для остальных ГП, ради которых мы меняем только твёрдость состава. Нам нужно около 5 недель, чтобы сделать шины.