Довициозо о стиле пилотирования MotoGP

Обозреватель Motorsport Magazine Мэт Оксли обсудил с Андреа Довициозо, каковы на ходу сегодняшние прототипы MotoGP. Эволюция пилотирования задаётся тремя крупными факторами — шинами Michelin, универсальной электроникой Magneti Marelli, и как никогда плотным пелотоном. Гонщику Ducati Team довольно удобно в этой среде: Довициозо был вице-чемпионом на двух последних чемпионатах, выиграл 10 гонок (больше только у Марка Маркеса — 15).

За этой динамикой — большой труд. Кроме отменной физической подготовки, от пилота требуется понимание, как управлять разными аспектами мотоцикла. Например, шинами. Замена покрышек Bridgestone на Michelin в 2016 году изменила и манеру торможения, и стратегию гонок. Многие поняли, как проехать достойный круг, но далеко не все знают, как повторить это 20 — 25 раз. Адаптация к шинам бесконечна, даже если речь идет об одном изменении за сезон.

Подбирая стратегию для гонки, пилоты и после всех сессий практик могут неправильно толковать поведение шин, но часто решение где-то рядом, объясняет райдер #04.

Как изменилась ездовая техника с твоего прихода в MotoGP в 2008-м?

Ездовая техника изменилась во многом, байки во многом изменились, и насыщенность, которую мы способны вкладывать в байк, во многом изменилась. Поэтому нужно быть гораздо здоровее, потому что невозможно быть быстрым 45 минут при таком уровне насыщенности, если твоя форма не очень-очень. Это первое.

Второе — это электроника. Электроника во многом изменилась, она гораздо лучше, и гораздо лучше то, как мы ей управляем. В этом крупнейшее изменение, и это затрагивает твой ездовой стиль. Еще изменились гонки, потому что много хороших ездоков, которые близки к быстрейшим ездокам.

На ездовую технику еще шины оказывают эффект, и на то, как настраивать байк. В общем, что поменялось от смены Bridgestone на Michelin?

Дело не в том, хуже шины или лучше. Дело не в том, лучше эта компания или хуже. Это просто другая манера езды. Если посмотреть на времена круга, иногда мы быстрее на Bridgestone, а иногда на Michelin, то есть нельзя говорить, лучше или хуже. Оно просто другое. Когда такое изменение, думаю, не важно, лучше оно или хуже, потому что есть правила и всем приходится адаптироваться, то есть дело только в различиях.

С «Мишленами» эффект может быть от мелочей, так что иногда ездоки и команды сбиваются со своего пути, пусть даже ответ очень близко. Чаще всего трудно понять, что надо делать, и я часто слышу, как райдеры говорят типа «мы в полном говне, это невозможно», но не думаю, что это действительно так. Это только ощущение, что всё очень плохо, но на деле ответ очень близко. Такая у этих шин характеристика. С «Бриджстоунами» было полностью иначе.

Как смена марки шин затрагивает твою манеру атаковать поворот?

С обеими марками моя манера подходить к повороту очень похожа, и если я хорошо пользовался Bridgestone, то Michelin я пользуюсь лучше. Разница с Michelin в том, что многие ездоки начинают чуять предел, когда они блокируют переднюю шину, когда тормозят в конце прямика, что было невозможно с Bridgestone. До этого немногие ездоки такое когда-либо чуяли.

То есть надо быть очень чувствительным с передним тормозом и шиной?

Да. Ты стараешься не терять зацеп и стараешься быть быстрым в безопасной манере. Я не могу нагружать переднюю шину, как нагружал «Бриджстоун», но я могу нагружать шину больше других ездоков. Я — жесткий тормозила, и если ты — жесткий тормозила, обычно ты играешь с передним держаком больше твоих конкурентов. В общем, ты ощущаешь больше обратной связи от передка, так что учишься, как им управлять. С «Мишлен» всё торможение делается, когда ты выпрямлен.

Большое отличие этих шин в том, что ты должен быть очень мягким и очень медленным во всех своих движениях. Например, если ты очень жесткий с передней шиной на всём пути до середины поворота, ты должен быть очень-очень-очень медленным, когда отпускаешь тормоз, поворачиваешь байк и открываешь дроссель, потому у «Мишлен» перемена между загрузом шин и разгрузом шин очень плохая.

То есть шине приходится медленно давать возвращаться к обычной форме?

Да. Медленнее, чем с Bridgestone. Другая большая разница между шинами в том, что с Bridgestone приходилось использовать переднюю шину для всего, потому что заднего держака было немного, но с Michelin всё приходится делать задком. Задок приходится использовать больше передка на торможении, поворачивании и разгоне.