Ducati сумела превратить устройство холшота в активную подвеску?

Эксперты MotoGP, узнав о такой активной подвеске, терялись в догадках. Принцип этого устройства трудно объяснить без того, чтобы не выйти в запрещённую область правил. Портал Motorsport собрал несколько отзывов знатоков.

Рамон Форкада, шеф-механик Франко Морбиделли, 30 лет стажа в Гран-При:

В нашей жизни всё возможно, но честно, по-моему это очень сложно. Регламент запрещает использовать электронику, чтобы двигать части мотоцикла. Следовательно, они должны использовать механическую систему. Чтобы поднимать и занижать высоту едущего мотоцикла, потребуется моторчик с аккумулятором, а на этих мотоциклов нет аккумуляторов.

Технический контроль MotoGP — это не только выдача омолагации на мотоцикл за день до начала сезона в Катаре. Это пристальный осмотр до, на и после каждого Гран-При. Этим занимается технический директор Дэнни Олдридж и его помощники. Если бы новая система Ducati была незаконной, в 2019 году её могли разоблачить несколько раз подряд. Один из техников FIM дал следующий комментарий:

Обычно команды нас уведомляют, когда внедряют новинку, чтобы мы могли её осмотреть. И это они с регламентом в руках доказывают её законность. В любом случае, последнее слово о том, законно что-то или нет, за нами.

Мы осматриваем все байки на каждом отдельном Гран-При, и твёрдо придерживаемся регламета.

Хуан Мартинес, бывший инженер Ducati, ныне ТВ-комментатор:

По-моему, это крайне маловероятно. Но нет ничего невозможного. Годы назад, когда я был в «Дукати», они уже испытывали полуавтоматическую систему, которая занижала подвеску мотоцикла на торможении, чтобы набрать устойчивость. Ей испытывали с Лорисом Капиросси в 2003-м или 2004-м, но от неё отказались, потому что добавляла большой вес байку.

Учитывая, что электронике нельзя вмешиваться по регламенту, единственная возможность такова: Ducati усовершенила нынешнюю систему, которая у них для стартов. Она у них механически занижает подвеску вращением рычажка, расположенного на руле, а теперь они могут это делать и на ходу в гонке.

Чтобы упростить операцию, рычажок, который сейчас по центру руля, следует расположить на одной из ручек в виде еще одного манипулятора — так гонщик сможет доставать до него большим пальцем, не разжимая кулак.

Как известно, время на проезд прямика — бесплатное время. Когда байк выпрямлен, работа гонщика временно закончена. Он сделал всё что мог, чтобы как можно позже затормозить, как можно раньше поставить байк на траекторию разгона и как можно скорее открыть дроссель.

Время проезда прямика зависит от мощи двигателя и аэродинамики. Всякая экономия позволяет гонщику слегка расслабиться в 40-минутном заезде — чуть раньше тормозить, чуть мягче открыть газ… В конце заезда покрышки за это скажут «спасибо»:

Резина лучше бережётся. То, что набрано заниженной подвеской на разгонной фазе, убирает нагрузку с задней шины, и таким образом, она меньше изнашивается.

Эффективность холшотки следующего поколения в 2020 году может особенно помочь Ducati. Шинный фактор в прошлом году изменил соотношение сил: более цепкие и выносливые задние шины Michelin, сваренные по новой технологии, вернули конкурентность Yamaha, и ослабили Ducati. Более юркая Yamaha снова могла использовать боковины покрышек для поддержания высочайшей поворотной скорости, тогда как для более «вертикального» Ducati держак боковин бесполезен. Этот байк не любит наклоны и полагается на линейную динамику. Мастер шинной экономии Довициозо смог выиграть всего 2 гонки против 4 в 2018-м и 6 в 2017-м.

Michelin продолжает взятый тренд. Резина 2020-го способна принести еще больше выгоды Yamaha, Suzuki и Aprilia — мотоциклам, которые отличаются хорошей динамикой в виражах. Более мощным Ducati, Honda и KTM, возможно, это создаст больше проблем. Но не Марку Маркесу: за 2019 год он выиграл титул и 12 заездов. 8-кратному гранприйному чемпиону из Серверы помогает любой прогресс — хоть шин, хоть двигателя. Другим гонщикам приходится подстраиваться под что-то одно.

Интересно, что на студийных фотографиях с презентации Mission Winnow Ducati 23 января манетки холшота уже не было (заглавное фото статьи). Пространство верхней траверсы снова стало свободным. Под левой ручкой сохранился рычажок под большой палец руки, который дублирует ножное управление задним тормозом.

Под правой расположен серебристый рычажок, но это не новая холшотка. Он был и на прежнем Desmosedici. Мартинес считает, этим рычажком блокируется ложная нейтраль при переключении передач. Также вероятно, он отключает двигатель, когда гонщик глушит байк по возвращении в гараж. Либо это что-то другое… Тогда куда переехала манетка, превратилась ли во что-то иное? Есть повод почесать голову:

Одна из этих кнопок — явно задний тормоз. Другая может быть замком от ложных нейтралей, или может еще чем-то. На всяком руле кнопки и рычаги всегда разные в зависимости от предпочтений ездока и требований ситуации.

Что на самом деле скрывает новый Desmosedici 2020?

Открытые тесты 7 — 9 февраля на Сепанге дадут возможность получше присмотреться к новому Ducati. Вероятно, журналистам будет трудно добиться внятных комментариев от Ducati. После прошлогодней истории с охладителем воздуха для заднего колеса (лопатки) Даллинья не хочет, чтобы соперники присматривались к его изобретениям.

До суда FIM перед ГП Аргентины, когда устройство Ducati было признано в первую очередь охладителем, а не спойлером, Данило Петруччи на катарских тестах неосторожно заметил, что штука под маятником вряд ли занимается тем, что «рекламировал» Даллинья. С тех пор шеф Ducati Corse требует, чтобы его работники держали рот на замке. Хотя техдиректору MotoGP Дэнни Олдриджу такое требование Ducati выдвинуть не сможет. Возможно, об этой системе он и расскажет.

Еще одна интрига. Директор по технологиям Ducati Стефано Рендина осенью обещал опробовать на зимних тестах «безумную» техническую идею. Раз новая холшотка к тому моменту уже использовалась в гонке, речь шла о чём-то другом.

Desmosedici 2020 внешне слабо отличается от версии-2019. Кроме слегка изменённого обтекателя и новой ливреи, новый Ducati тестера Микеле Пирро на проверочной сессии в Малайзии 2 — 4 февраля точь в точь повторял прошлогодний. Но внутри прототипа вечного новатора Даллинья уже должно появиться что-то интересное, в том числе та безумная идея.

На презентации команды 2020 года Капитан Джиджи сказал слова, которые можно считать девизом всей его конструкторской карьеры:

Просмотр регламента — работа, которой должен заниматься всякий хороший инженер. Дохождение до границ регламента — роль любого, кто занят этой работой, а те кто не доходят, в чём-то неправы. Только в этой области можно получить лучшие результаты. Сегодня мы так и работаем, и будем дальше так работать.