Ducati сумела превратить устройство холшота в активную подвеску?

На технологическом поле MotoGP относительное затишье. Если не считать стандартных обновлений, которые заводы проверяли осенью в Валенсии и Хересе, и которые продолжили проверять 2 — 4 февраля на Сепанге (двигатели, шасси, обтекатели), ничего откровенно свежего на рубеже 2019/2020 годов не видно. Даже Ducati, ставшая главным новатором MotoGP в последние 5 лет, вроде бы бездействует. Но эта тишина обманчива.

От шефа Ducati Corse Луиджи Даллинья всегда можно ждать сюрпризов. Изобретения его инженерного штаба вызывают и любопытство в паддоке MotoGP, и (иногда) волну подражаний. Крылья на обтекателях появились в 2015 году и никого не удивляют. Перенос блока управляющей электроники с передней части под корму байка в так называемую «салатницу» тоже нашел отклик у соперников. В 2019-м с таким отсеком экспериментировала Honda, в 2020-м что-то очень похожее появилось у Aprilia.

Наколёсные крышки с аэродинамическими функциями после Ducati периодически появлялись у Yamaha и теперь стоят на новой Aprilia. Устройство старта/холшота для занижения подвески в 2019-м переняла Aprilia (хотя оно дейтвует на переднюю подвеску, а не заднюю), такое должно появиться и у Yamaha. Еще одно изобретение Даллинья — пузатое днище, в середине выгнутое к земле. Оно тестировалось в 2019 году, и направлено на оптимизацию воздушного потока под байком.

Следущим в списке новинок может идти холшот-устройство нового поколения. Его ждать не нужно — оно уже опробовано в гонках!

Алекс Ринс из Suzuki Ecstar заметил интересную деталь на ГП Малайзии. Во время битвы с пилотом Pramac Racing Джеком Миллером байк соперника уменьшал дорожный просвет на длинных прямиках Сепанга — и на стартовом, и на заднем. Подъезжая к повороту, #43 Ducati возвращался к исходной высоте. Такого в MotoGP еще не видели.

На последнем этапе сезона в Валенсии Ринс рассказал motorsport.com, что именно привлекло внимание:

На Сепанге я несколько кругов бился с Миллером. Мы были совсем близко, и мне было видно, что высота его байка на прямиках уменьшалась. Когда он доезжал до поворотов, она восстанавливалась.

Что происходило с мотоциклом Джека? Свидетельские «показания» Алекса дают понять, что Даллинья придумал систему активной подвески, сильно напоминающую устройство холшота. Кстати, она тоже дебютировала у австралийца: на ГП Японии 2018 пилот Ducati впервые взял старт, поджав заднюю подвеску. В начале следующего сезона она появилась на официальных байках Андреа Довициозо и Данило Петруччи.

Даже внимательные фотографы и операторы MotoGP не сразу заметили, что изменилось в итальянском мотоцикле. Только на зимних тестах 2019 года стало видно, как дукатисти проделывали странные манипуляции перед тренировкой старта. Они что-то закручивали на верхней траверсе руля (это была специальная манетка) и подскакивали на подножках. В этот момент задок байка припадал к земле. В таком странном положении и проводился старт, пока ближайшее торможение автоматически не отключало холшотку. Занижение центра тяжести хорошо сказывалось на темпе разгона, не давало переднему колесу подниматься в воздух. Эта система в Ducati надолго.

То, что занижало просвет на глазах у Ринса, похоже, является эволюцией устройства старта. Когда байк припадает к асфальту, это хорошо сказывается не только на насыщенности разгона. Сопротивление воздуха тоже уменьшается. Прямик можно преодолеть быстрее, раньше подобравшись к предельной скорости и «съев» по дороге несколько менее шустрых соперников.

Еще один бонус — более низкий байк меньше стремиться задрать заднее колесо в воздух на торможении. Пилоту не придётся отпускать тормоз и мазать мимо поворота, чтобы байк снова встал на лапы.

Манетка на руле Ducati Desmosedici GP19

Манетка холшот-устройства на руле Ducati Desmosedici GP19 (2019)

Но как это работает? Аналогично холшотке первой версии, вторая должна подчиняться тем же требованиям технического регламента MotoGP — приводиться в действие механическим способом без помощи автоматики. Когда пилоты Ducati встают на старт гонки, они всего раз вращают манетку. Больше эта штука не нужна. И всё-таки, если байк Миллера падал на асфальт по 2 раза за круг, значит ли это, что он что-то крутил/нажимал такое же количество раз? В том малазийском заезде было 20 кругов. Не перебор ли это — 40 раз за гонку отвлекать предельно сосредоточенного пилота на лишние манипуляции?

Если это автоматическая система, всё намного проще. Байк сам знает, когда упасть и когда встать. Принцип второй части понятен по оригинальной холшотке: когда гонщик нажимает тормоз, заднее колесо разгружается, ход моноамортизатора увеличивается и замок с него снимается сам. Первая часть тоже может быть механической, где приводом работает рука человека. Если бы этим занималась автоматика, было бы куда проще. Но автоматический привод устройств запрещён регламентом.




Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о