Ducati сумела превратить устройство холшота в активную подвеску?

На технологическом поле MotoGP относительное затишье. Если не считать стандартных обновлений, которые заводы проверяли осенью в Валенсии и Хересе, и которые продолжили проверять 2 — 4 февраля на Сепанге (двигатели, шасси, обтекатели), ничего откровенно свежего на рубеже 2019/2020 годов не видно. Даже Ducati, ставшая главным новатором MotoGP в последние 5 лет, вроде бы бездействует. Но эта тишина обманчива.

От шефа Ducati Corse Луиджи Даллинья всегда можно ждать сюрпризов. Изобретения его инженерного штаба вызывают и любопытство в паддоке MotoGP, и (иногда) волну подражаний. Крылья на обтекателях появились в 2015 году и никого не удивляют. Перенос блока управляющей электроники с передней части под корму байка в так называемую «салатницу» тоже нашел отклик у соперников. В 2019-м с таким отсеком экспериментировала Honda, в 2020-м что-то очень похожее появилось у Aprilia.

Наколёсные крышки с аэродинамическими функциями после Ducati периодически появлялись у Yamaha и теперь стоят на новой Aprilia. Устройство старта/холшота для занижения подвески в 2019-м переняла Aprilia (хотя оно дейтвует на переднюю подвеску, а не заднюю), такое должно появиться и у Yamaha. Еще одно изобретение Даллинья — пузатое днище, в середине выгнутое к земле. Оно тестировалось в 2019 году, и направлено на оптимизацию воздушного потока под байком.

Следущим в списке новинок может идти холшот-устройство нового поколения. Его ждать не нужно — оно уже опробовано в гонках!

Алекс Ринс из Suzuki Ecstar заметил интересную деталь на ГП Малайзии. Во время битвы с пилотом Pramac Racing Джеком Миллером байк соперника уменьшал дорожный просвет на длинных прямиках Сепанга — и на стартовом, и на заднем. Подъезжая к повороту, #43 Ducati возвращался к исходной высоте. Такого в MotoGP еще не видели.

На последнем этапе сезона в Валенсии Ринс рассказал motorsport.com, что именно привлекло внимание:

На Сепанге я несколько кругов бился с Миллером. Мы были совсем близко, и мне было видно, что высота его байка на прямиках уменьшалась. Когда он доезжал до поворотов, она восстанавливалась.

Что происходило с мотоциклом Джека? Свидетельские «показания» Алекса дают понять, что Даллинья придумал систему активной подвески, сильно напоминающую устройство холшота. Кстати, она тоже дебютировала у австралийца: на ГП Японии 2018 пилот Ducati впервые взял старт, поджав заднюю подвеску. В начале следующего сезона она появилась на официальных байках Андреа Довициозо и Данило Петруччи.

Даже внимательные фотографы и операторы MotoGP не сразу заметили, что изменилось в итальянском мотоцикле. Только на зимних тестах 2019 года стало видно, как дукатисти проделывали странные манипуляции перед тренировкой старта. Они что-то закручивали на верхней траверсе руля (это была специальная манетка) и подскакивали на подножках. В этот момент задок байка припадал к земле. В таком странном положении и проводился старт, пока ближайшее торможение автоматически не отключало холшотку. Занижение центра тяжести хорошо сказывалось на темпе разгона, не давало переднему колесу подниматься в воздух. Эта система в Ducati надолго.

То, что занижало просвет на глазах у Ринса, похоже, является эволюцией устройства старта. Когда байк припадает к асфальту, это хорошо сказывается не только на насыщенности разгона. Сопротивление воздуха тоже уменьшается. Прямик можно преодолеть быстрее, раньше подобравшись к предельной скорости и «съев» по дороге несколько менее шустрых соперников.

Еще один бонус — более низкий байк меньше стремиться задрать заднее колесо в воздух на торможении. Пилоту не придётся отпускать тормоз и мазать мимо поворота, чтобы байк снова встал на лапы.

Манетка на руле Ducati Desmosedici GP19

Манетка холшот-устройства на руле Ducati Desmosedici GP19 (2019)

Но как это работает? Аналогично холшотке первой версии, вторая должна подчиняться тем же требованиям технического регламента MotoGP — приводиться в действие механическим способом без помощи автоматики. Когда пилоты Ducati встают на старт гонки, они всего раз вращают манетку. Больше эта штука не нужна. И всё-таки, если байк Миллера падал на асфальт по 2 раза за круг, значит ли это, что он что-то крутил/нажимал такое же количество раз? В том малазийском заезде было 20 кругов. Не перебор ли это — 40 раз за гонку отвлекать предельно сосредоточенного пилота на лишние манипуляции?

Если это автоматическая система, всё намного проще. Байк сам знает, когда упасть и когда встать. Принцип второй части понятен по оригинальной холшотке: когда гонщик нажимает тормоз, заднее колесо разгружается, ход моноамортизатора увеличивается и замок с него снимается сам. Первая часть тоже может быть механической, где приводом работает рука человека. Если бы этим занималась автоматика, было бы куда проще. Но автоматический привод устройств запрещён регламентом.