Тарамассо: Победа Лоренсо в Катаре-2016 обрадовала Michelin в трудный момент

Пьеро Тарамассо за всю свою жизнь не переживал более тяжкого периода, чем возвращение шинного производителя Michelin в MotoGP в 2016 году. 52-летний итальянец, возглавляющий мотогоночное направление Michelin Motorsport — кроме MotoGP, компания из Клермон-Феррана обеспечивает покрышками мировой Эндуранс, мировой Эндуро, итальянский и испанский Супербайки, мотокросс и триал, — словно попал на самый трудный экзамен. Новый монопоставщик MotoGP заменил предыдущего, Bridgestone, под чью резину байки были настроены как под родную. Процесс перехода оказался весьма хаотичным, наполнился авариями и руганью гонщиков.

Богатый опыт Тарамассо не мог подготовить его к такому испытанию на 100%. В 2001 — 2005 годах итальянец трудился в подразделении Michelin Motorsport, которое занималось только Формулой-1. С 2006-го по 2008-й Пьеро застал 3 сезона в MotoGP — последние 3 сезона эпохи так называемых «шинных войн», когда Michelin и Bridgestone не жалели средств, чтобы готовить для своих клиентов изделия по индивидуальным запросам на каждом Гран-При. В этой войне благодаря более высокому качеству победили японцы, тогда как 2-колёсный спортивный отдел французов сосредоточился на других направлениях. Там позиции Michelin были гораздо надёжнее.

Ради 2016-го компании пришлось заново обживаться в MotoGP. Для новых прототипных шин Michelin использовал всё, что было под рукой — старый гранприйный опыт шел в дело вместе с наработками Супербайка и Эндуранса. Миновал весь тестовый 2015-й и боевой 2016-й, прежде чем команды и гонщики нашли подход к новой резине. Им предстояло «развернуть» байки задом наперёд.

По характеристикам изделия Bridgestone отличались от Michelin как день и ночь. Сверхцепкиий задний Michelin Power Slick не знал слова «пробуксовка», тогда как задний Bridgestone Battlax легче срывался в скольжение. Передние Bridgestone выдерживали неимоверные нагрузки на торможении, позволяя тормозить в лежачем положении до апекса — такой пилотаж с Michelin неизменно приводил к низовкам. Жесткость подвесок, центр тяжести байка и стиль пилотажа нужно было подбирать почти с нуля.

Возвращение в MotoGP стало главным испытанием за эти годы, признался Тарамассо в беседе paddock-gp.com:

Самым трудным моментом был 2016-й — первый год нашего возвращения в MotoGP. Было довольно тяжко, потому что мы вернулись после 7 лет отсутствия, и мы пришли с шинами, которые были небольшим ответвлением от того, чем мы занимались по 2008-й в чемпионате MotoGP.

Мы смешали их с познаниями, которые набрали за это время в мировом Эндурансе и Супербайке, но тогда это изделие не совсем подходило мотоциклам той поры — и в плане их мощности, и ездовых стилей. В общем, было нелегко выполнять эту работу, учиться, чтобы подойти к приемлемой основе.

Хорхе Лоренсо, Гран-При Катара, MotoGP 2016

Однако самая первая гонка показала компании, что она на верном пути. Действующий чемпион Хорхе Лоренсо из заводской команды Yamaha на ГП Валенсии 2015 выиграл последнюю гонку эры Bridgestone, затем одержал победу на первой гонке эры Michelin на ГП Катара 2016. Результат — по крайней мере, в тот момент, пока у Скотта Реддинга на следующем ГП Аргентины из-за перегрева не взорвался задний слик, — говорил, что изделие Клермон-Феррана уже лучше, чем изделие специалистов из Токио. Для Тарамассо и его команды успех Лоренсо стал облегчением:

Парадокс: большое удовлетворение принесла первая гонка 2016-го в Катаре, когда Лоренсо выиграл гонку, побив все рекорды, будь то круга или гонки. Он ставил зрелищные круги, и в конце, в закрытом парке поцеловал шину. Это правда был момент большого счастья, потому что мы такого не ожидали.

Как я сказал ранее, мы разрабатывали изделие и знали, что оно не совсем подходящее. Нас ругали, потому что было много падений из-за того, что мотоциклы не были приспособлены под наши шины. Но тогда это был момент настоящей радости, и думаю, это придало нам сил продолжать, хоть и через трудности.

Сейчас Michelin Motorsport гораздо удобнее в MotoGP. За 2019 год гонщики переписали 21 трековый рекорд по гоночному кругу, поул-позициям и времени гонки (хотя 8 рекордов Bridgestone по-прежнему живы). Тарамассо объясняет такой урожай новинкой к прошлому сезону — свежей технологии варки составов задних шин (мягкого, среднего и жесткого). Она задумывалась ради увеличения зацепа на больших углах наклона, износостойкости, расширения температурного рабочего окна, и оправдала своё предназначение.

С этими же целями в 2020-м задние покрышки уже переведены на новый каркас — это первое изменение подобного рода за 2 сезона. Впрочем, не совсем: в прошлом году для ГП Австрии и Таиланда Michelin ввёл в оборот особый теплостойкий каркас, который для этих Гран-При в 2020-м меняться не будет. Новый стандартный каркас аналогичен варианту для Австрии/Таиланда по жесткости, но более гибок и предлагает улучшенную обратную связь и увеличенное пятно контакта. Привозить на жаркие старт-стоповые Ред Булл Ринг и Чанг-Бурирам более нежные покрышки было бы неразумно. Как и Bridgestone до них, Michelin измеряет качество своей работы не только по отзывам гонщиков, но и по рекордам. Рекорды на самых пыточных трассах MotoGP греют душу французским инженерам:

У нас был очень положительный сезон. Мы внедрили новую технологию разработки и изготовления шинных составов. Эта технология использовалась в задних шинах в 80% случаев. Цель состояла в предоставлении повышенного держака и повышенного постоянства. И она хорошо сработала, ведь мы побили 21 рекорд за сезон, 6 из которых относятся к продолжительности гонки.

Для производителя продолжительность гонки важнее всего, потому что доказывает, что у него есть шины, у которой держак долго держится. Это самое трудное. Сделать квалификационную шину, которые быстро пройдёт круг-другой — это легко, а сделать шины, которая быстро пройдёт всю гонку — это трудно. Этим мы доказали, что новая технология работает.

Другой момент: в 2019-м мы внедрили новый задний каркас, новую конструкцию для колец в Австрии и Таиланде. Эти 2 кольца вырабатывают высокую температуру, и у нас есть для этого специфическая конструкция. Таким образом, в этом году мы внедрили новую конструкцию, которая даёт больше держака, и это окупилось, ведь там мы тоже побили рекорды. Пилотов она очень радует.