Yamaha готовит к тестам устройство холшота, подражая Ducati и Aprilia
Если бы Гоночная дирекция MotoGP оценивала качество стартового рывка, до недавних пор Маверик Виньялес, вероятно, был бы «двоечником» №1. Самый побеждающий ездок Yamaha последних 3 лет (6 побед за период 2017 — 2019) долго страдал от проблемы, на которую не жаловался на один другой «камертон» — ухудшение позиции в пелотоне с первых секунд гонки. Испанец уверен, из-за этого он упустил много сильных результатов.
К счастью для Маверика, в 2019-м поиск источника проблемы, который продлился, кажется, целую вечность, привёл куда надо. Бригада под началом шеф-механика Эстебана Гарсия — Yamaha увела его у КТМ в конце 2018-го по просьбе пилота, с которым Эстебан взял титул Moto3 2013, — докопалась до сути.
На «Ямахе» #12 было заново настроено сцепление, так как 2 предыдущих года, как рассказывал Мак порталу AS, оно было «очень плохо отрегулировано». С ГП Америк испанец почти перестал раздавать позиции на старте. Во второй части сезона на байк Виньялеса поставили сцепление, которое отличается от других М1.
Но работа над этой областью не остановилась. Пример Ducati и Aprilia показал, что в улучшении старта — половине успеха в гонке, уверен Мак, — еще есть резерв. На ГП Японии 2018 Pramac Ducati Джека Миллера стал первым прототипом марки, на которое поставили холшот-устройство (в 2019-м оно поселилось и на байках заводской команды).
Главный конструктор Луиджи Даллинья творчески переработал идею, распространённую в мотокроссе, и выдал собственную систему. На руле Desmosedici появилась манетка, вращением которой задняя подвеска просаживается почти до асфальта. С пониженным центром тяжести байк очень неохотно встаёт на заднее колесо, эффективнее передаёт мощность на старте. Благодаря этой системе пилоты Ducati не раз портили настроение соперникам, у которых её нет.
Недостаток — возможность несрабатывания, если тормозное усилие в первом повороте (к этому моменту «холшотка» должна отключиться за ненадобностью) недостаточно. В Сильверстоуне-2019 это произошло с Миллером, австралиец потерял уйму мест.
Следом за Ducati — это произошло на ГП Чехии 2019, — система появилась на байках Aprilia. Она совпадает по назначению, но полностью отличается по устройству. Главный конструктор Романо Альбезиано не пошел по пути своего бывшего учителя — до 2014 года Даллинья возглавлял Aprilia Racing, затем ушел в Ducati и отдал пост Романо, — а возродил идею из мотокросса.
На RS-GP Алейша Эспаргаро и Андреа Ианноне появился рычажок под большой палец правой руки. Перед стартом его активация роняет переднюю вилку, удерживая в сжатом положении, и включает специальную электронную стратегию контроля тяги и старт-контроля. Изобретения Ducati и Aprilia отличаются по исполнению, но не по назначению. Чем дольше переднее колесо прижато к асфальту во время разгона, тем больше мощности можно передать на заднее, и живее разогнаться.
В 2012 — 2014 годах холшот-устройство передней подвески стояло на байке Honda Gresini Альваро Баутисты. В 2015-м, когда команда Фаусто Грезини перешла под крыло Aprilia, устройство Honda встретило свою смерть. На других RC213V оно так и не появилось. Однако эти системы возвращаются в MotoGP, они нашли применение у 3 заводов из 6. Теперь очередь за Honda, Suzuki и КТМ.
Общаясь с журналистом TMCBlog.com, Виньялес выразил надежду, что холшотка (она же «прострелка») уже будет на М1, когда 7 февраля Yamaha приступит к первым тестам 2020 года на Сепанге. Будет любопытно посмотреть, какой подвеской — передней или задней, — занимаются инженеры.
Для «камертонов» старт гонки — чувствительный момент. М1 очень хороши даже при проигрыше максимальной скорости, но не тогда, когда рядом более сильные Ducati и Honda. Эти байки легко разделываются с М1 на прямиках. Чем больше соперников пилот Yamaha оставит за спиной на старте, тем лучше/
Думаю, на данный момент у нас правда хороший компромисс. Мы быстры на многих треках. Думаю, у нас фантастическое шасси. У нас не лучшая максимальная скорость, но справляться можно.
По-моему, главный фокус — улучшение старта. Старт очень важен, потому что все «Ямахи» много гонок проигрывали на старте. Так что мы очень упорно работаем на заводе, чтобы, наверное, сделать устройство старта, как у других участников, или что-то новое. И мы постараемся подготовить его уже к Малайзии.
В общем думаю, мы фокусируемся на старте, а потом — на том, как особо не терять максималку.
Маверик еще не боролся за титул MotoGP, его высшие достижения — бронзовая медаль FIM в 2017 и 2019 годах. С другой стороны, если бы тесты MotoGP были сведены в отдельный чемпионат, испанец давно бы стал мультичемпионом. За 3 года в Yamaha он много раз ставил быстрейшее время, включая последние тесты осенью 2019-го в Валенсии и Хересе. У гонщика #12 есть «резиновое» объяснение:
Обычно на тестах на треке всегда есть резина «Мишлен», так что держак фантастический. А с держаком наш байк всегда фантастический, очень быстрый. Но затем у нас гонка после Мото2 с резиной «Данлоп». Это многое меняет, и наш байк больше всех страдает от перемены держака. Думаю, причина в этом.
В минувшем сезоне Виньялеса было событие, которое стало поворотным для самого побеждающего «камертона» последних сезонов. В июне на тесте после ГП Каталонии бригада #12 подобрала для мотоцикла хорошую базовую настройку, одинаково работающую почти везде. Впервые за 2 года грамотно скомбинировали развесовку, жесткость подвесок и параметры управляющей электроники. Скачущие результаты Виньялеса пришли в норму. После он выиграл гонки в Ассене и Сепанге, за 11 финишей всего трижды промахивался мимо глав-4:
Думаю, на тесте в Каталонии мы нашли правда хорошую настройку, с которой мне стало гораздо удобнее с передней шиной, я стал увереннее. Потом мы пользовались этой настройкой до конца сезона. Были треки, где с ней было лучше или хуже, но обычно она работает, чтобы биться за победу.
Дата: 18.01.20
Источник: TMCBlog.com