Эль Дьябло пропустил Sepang 8 Hours из-за денег?

За невинным отсутствием Фабио «Эль Дьябло» Квартараро — сенсационного новичка MotoGP с 7 подиумами и 6 поул-позициями, — на премьерном марафоне Sepang 8 Hours 14 декабря могут стоять денежные причины. Такие сведения со ссылкой на надёжный анонимный источник приводит портал Speedweek. 20-летний француз был в изначальном плане команды Yamaha Sepang Racing, но впоследствии его где-то потеряли.

Когда исполнительный офицер трека Sepang International Circuit Разлан Разали в 2018 году занимался обустройством первой в истории MotoGP команды из Малайзии — ею стала Petronas Yamaha SRT, выкупившая чемпионатную ячейку у испанской Angel Nieto Team, — у него обретал черты другой крупный проект.

В июле 2018-го, за месяц до официального представления команды MotoGP на ГП Великобритании, было сделано важное объявление — в декабре 2019-го на Сепанге пройдёт мотомарафон на выносливость Sepang 8 Hours. Он вошел в календарь чемпионата EWC как квалификационный этап к знаменитому Suzuka 8 Hours.

Трасса, которая в 2017-м лишилась традиционного этапа Формулы-1, нуждалась в замещении престижнейшего чемпионата. По итогам народного голосования (команда Разали провела опрос, какие гонки публика хотела бы увидеть) родился большой гоночный уик-энд Races of Malaysia, который прошел на этих выходных: 14 декабря состоялся Sepang 8 Hours, 15 декабря — суперфинал автомобильной серии WTCR из 3 гонок:

После разрыва соглашения с Формулой-1 нам была поставлена задача добавить другие мероприятия мирового класса в наш ежегодный календарь. После голосования фанатов был сделан выбор в пользу FIM EWC и FIA WTCR.

Разали не мог удержаться от идеи показать своих гонщиков и в MotoGP, и на новом марафоне. Новички Petronas Yamaha SRT Франко Морбиделли и Фабио Квартараро сразу стали кандидатами на Sepang 8 Hours, как и малайзиец Хайрул Пави, теперь бывший пилот Petronas Sprinta Racing в Moto2. Таков был изначальный план Разали:

Мы недавно запустили команду Petronas Yamaha Sepang Racing и планируем подключить двух наших гонщиков MotoGP с пилотом Moto2 Хайрулом Пави к 8-часовой гонке в Сепанге в рамках чемпионата EWC.

Однако в составе официальный команды #21 Yamaha Sepang Racing не было ни Квартараро, ни Пави. Выбывание малазийского гонщика объяснимо суровым увечьем: после падения на ГП Испании ему частично ампутировали мизинец правой руки, он перенёс 2 операции и выбыл до конца сезона. Пави проехал всего 3 гонки из 19. Зрители чемпионата наверняка помнят его сенсационные мокрые победы в Аргентине и Германии 2016-го, когда он гонял в Moto3.

Что касается Квартараро, в какой-то момент Разали передумал на его счёт. Как рассказывал руководитель Сепанга порталу crash.net в недавнем интервью, целиться на выигрыш 8-часового марафона, имея в составе 3 новичков, было бы неразумно. Ни Фабио, ни Франко, ни Хайрул ранее не участвовали в гонках на выносливость.

Кроме технических различий, Эндуранс отличается от обычных ШКМГ командной работой самих ездоков. Экипажу из 2-3 атлетов за время практик нужно так настроить байк, чтобы его поведение удовлетворяло всех, а не кого-то одного. В гонке, где личный результат автоматически становится общим, не место личным амбициям. Это одна из причин, по которой интересен чемпионат EWC — иногда в экипажи попадают гонщики, соперничающие в других сериях. Так враги на время становятся союзниками.

Кроме того, Квартараро не дотягивал до отличной формы после инцидента на старте ГП Австралии — тогда в него в буквальном смысле влетел скинутый своим байком Данило Петруччи, один из самых тяжелых ездоков MotoGP с весом под 80 кг. Сбитый живым «снарядом» Фабио сильно ударился о землю левой лодыжкой, много недель не мог полноценно бегать и ходить. В это межсезонье он бы предпочёл обойтись без новой травмы на незнакомой гонке:

Мы рассматривали вариант, но всё-таки решили не участвовать в 8-часовой гонке. Я уверен, они здорово отработают.

Конечно же, я не хочу рисковать травмами после сезона. Для меня это очень важно. Я хочу хорошо подготовиться к сезону 2020.

Поэтому в окончательном составе появились 2 новые фигуры — супербайкер Yamaha голландец Михаэль ван дер Марк, специалист по Эндурансу межгалактического уровня и 4-кратный победитель Suzuka 8 Hours, и малайзиец Хафиз Шарин, ездок MotoGP в 2017 — 2018 годах, за плечами которого выступление на Suzuka 8 Hours 2017. Так Разали уменьшил количество зелёных новичков с трёх до одного, объяснил он crash.net:

Очевидно, у нас есть ездоки MotoGP, и для нас лучше всего использовать наших обоих ездоков MotoGP, но с точки зрения команды событие на выносливость «8 часов» полностью отличается от MotoGP, так что наличие двух ездоков MotoGP без настоящего опыта — это риск в плане выигрыша.

Учтя все детали, нам захотелось сильнейший возможный состав, который включает звезду MotoGP, гонщика-малазийца и специалиста по эндурансу.

Среди наших двух гонщиков Фабио уже провёл большой год, так что мы не против, что он не участвует. Франки хочет гонять в межсезонье, ему нравится и он понимает R1, и это поможет ему поддержать форму.

На «8 часах Сепанга» Морбиделли с первой попытки выиграл квалификацию EWC в стиле «суперпоул». Каждому гонщику для зачётного времени полагался всего один боевой круг

На этом марафоне Морбиделли здорово применил свой опыт по Академии VR46 Валентино Росси, которая по ходу сезона регулярно выбирается практиковаться на трек Мизано. Франки проехал неимоверное количество кругов на спортбайке R1, этот аппарат для него такой же родной, как прототип M1.

Когда он сел на эндуранс-версию R1 (регламент EWC разрешает менять вилку, тормоза, радиатор, выхлопную систему и бензобак для быстрой заправки), подготовленную австрийскими специалистами YART Yamaha, переход не составил большого труда. Именно он под светом прожекторов выиграл вечернюю квалификацию Top-10 Trial, и поставил на самом марафоне, который поливался дождём от начала до конца, быстрейшее время круга. Из-за аварии, которую гонщик Honda Майк ди Мельо устроил ван дер Марку, экипаж #21 Yamaha Sepang Racing потерял на ремонте слишком много времени и финишировал седьмым.

Подвиг Канепа и подиум Михальчика на Sepang 8 Hours 2019

Основные события Sepang 8 Hours за 2,5 минуты

Если один новичок смог так хорошо освоиться в Эндурансе, вероятно, мог и другой. Дебютировав в MotoGP, Квартараро затмил и напарника Морбиделли, и большинство других гонщиков чемпионата. Во второй половине 2019 года 6-кратный чемпион MotoGP Марк Маркес остался единственным, кого Эль Дьябло не мог побить на треке. Над всеми остальными он брал верх, включая победителей Андреа Довициозо, Маверика Виньялеса, Данило Петруччи и Алекса Ринса. Можно только гадать, с какой скоростью Фабио носился бы по декабрьскому Сепангу.

Во время Sepang 8 Hours в истории с «прогулом» появились новые детали. Как рассказал источник Speedweek из паддока марафона, между Квартараро и дебютом в Эндурансе встал его менеджер Эрик Маэ. Он посоветовал восходящей звезде MotoGP не дешевить ни в основном чемпионате, ни в факультативном. Раз пилота не было на марафоне, очевидно, этих денег он не увидел:

Говорят, менеджер Фабио Эрик Маэ запросил 200 000 евро за участие. Вот почему привели ван дер Марка.

Ни одна, ни другая сторона эту информацию не подтвердила. Хотя аргументы Разали, связанные с неопытностью Квартараро и сказочным сезоном MotoGP, звучат логично, директор одного из самых востребованных гоночных треков Азии наверняка глубоко разочарован. Молодой француз в 2019 году действительно сделал себе имя, его хотят заполучить все заводы MotoGP. В таком положении он может диктовать свои условия, оценивать и отклонять предложения.

Однако Разали проложил Эль Дьябло дорогу в MotoGP. Когда только что появившаяся Petronas Yamaha SRT летом 2018-го подписала с ним договор на гонки в премьер-классе, француз мог предъявить только победу Moto2 на ГП Каталонии 2018 — свой единственный успех за 3,5 года в Moto2/Moto3. За подписью Фабио не выстраивались очереди, как сейчас, когда он начал доставлять неприятности самому Маркесу.

Sepang 8 Hours, похоже, не являлся обязательным пунктом в его договоре с SRT, а зависил исключительно от доброй воли самого райдера #20. И если сведения Speedweek верны, добрая воля новичка MotoGP стоит недешево, и не зависит от предыстории того, кто делает предложение.