Мнение: Марк Маркес эволюционирует в никуда

 

2014. Этот показатель не является абсолютным рекордом MotoGP, но он является личным рекордом: наибольшая последовательная серия Маркеса без аварий относится к 2013 — 2014 годам и составляет 33 гонки. Да, 33 Гран-При испанская машина работала как швейцарские часы. Муравей продержался на ринге MotoGP 33 раунда между тем сходом на ГП Италии и сходом на ГП Сан-Марино. В погоне за Валентино Росси пилот Repsol Honda ослабил концентрацию на 10 круге, задел поребрик и прилёг. Маркесу пришлось мучительно проходить квест «Заведи горячую Хонду». Он вернулся в заезд и получил 15 результат.

Полагаю, 25-летний Марк не отказался бы от совета 21-летнего Марка, как можно так долго держаться на колесах. Это правда: в эру шин Bridgestone, которые были изучены вдоль и поперек, было проще выстраивать такие цепочки, тогда как в эре Michelin хаос закончился не так давно. Но возьмем Маверика Виньялеса: 17 безаварийных гонок в сезонах 2016/2017 и 26 безаварийных в сезонах 2017/2018. Во втором случае я делаю послабление, так как серия была прервана на ГП Чехии 2018 торпедой от Штефана Брадля.

Виньялес показывает, что можно быть стабильным и в эру Michelin. Маркес, который всё время куда-то растет, работает над постоянством, за этот период не показал чего-то большего, чем серию из 10 гонок в 2018-м (я не считаю инцидент в Австралии; он не причём). Стабильность Маркеса примерно соответствует уровню Хорхе Лоренсо, которого на Michelin, бывает, лихорадит, и уступает как Виньялесу, так и Валентино Росси (15 последовательных безошибочных гонок в 2018-м без спорной Аргентины).

2014-й был испорчен не только Мизано. Гонщик Honda в дождевом Арагоне зря пытался на сликах доехать до финиша. Также он упустил победу в Австралии. Резкое похолодание в той гонке многих застало врасплох: остывшие передние Bridgestone отказывались держаться на торможении.

Три ошибки — многовато. Определенно, тот импульсивный Маркес одолел Маркеса-стратега. Но была в 2014 году и гонка, которая шлёт привет в 2018-й. Наверное, вы помните Чехию — ту, на которой оборвалась цепь в 10 побед подряд. Казалось, Муравей будет первым до конца сезона, пока не наступил этот тяжелый момент. Осознав, что серию до 11 никак не продлить, он просто доехал четвертым:

«Сегодня было одно из тех воскресений, на котором мне было и полностью неудобно, и я не нашел лучшей настройки для байка. [Четвертое место] не сводилось к ошибке меня или команды. Просто у нас не было той же связи, как в другие воскресенья. В каком-то смысле оно сняло бремя с моих плечей, так как теперь люди не будут меня больше спрашивать, могу ли я выиграть все гонки.

Еще было важно, что мы смогли сфокусироваться на том, чтобы остаться четвертыми, пусть даже было тяжело не биться за победу. Мы взяли 13 очков, которые важны для чемпионата, и у нас большое преимущество. Важно, кто выиграет титул, а не кто выиграет большинство гонок.»

Забудьте про 2014-й. Цитата скорее из 2018-го. Маркес, готовый пожертвовать гонкой ради титула? Он был стратегом задолго до сегодня.

2015. Год был одной большой ошибкой. Он настолько контрастировал с предыдущими, что в головах как будто произошел сброс: вместо 2013-го дебютным годом Маркеса стал 2015-й. И так как следующие были лучше, это прогресс, конечно. Но на гору он забрался после того, как оттуда упал.

2016. По-моему, тогда появился «официальный» Марк-стратег. В первый сезон универсальной электроники и моношин Michelin чемпионат напоминал минное поле. Подрывались все: от элитных пилотов до замыкающих. У Муравья по дороге к третьему титулу было три ошибки, как в 2014-м. Первая случилась во Франции на пятом этапе. Гонка на пределе привела к падению с четвертого места. Он закончил 13-м:

«Гонка была хорошей, но так бывает, когда ты каждый круг на пределе. Я мог выбрать более консервативную гонку, но здесь можно закончить вдалеке, если так сделаешь, так что сегодня пришлось идти на риски. В гонке я видел, что терял время на разгоне, и мне приходилось его возвращать на торможении. В конце концов, я потерял перед и разбился.»

Двухкратный чемпион в погоне за подиумом перешел предел и упал. У него будет похожая авария в Австралии, когда он перетормозил сам себя, и затем в Малайзии под дождем. Это был один из тех типичных инцидентов Michelin, которые оставляют пилотов в недоумении. Но кое-что изменилось: в двух последних Марк был уже трехкратным чемпионом. Он выключает внутреннего стратега всегда, когда можно. Это не новость.

Но и в 2016 году этот стратег отлично работал: 12 подиумов из 18-и (больше Росси или Лоренсо) не могут говорить о другом. Сколько гонок он спас? Наверное, почти все, где не был первым: мокрые Нидерланды, которые коварно свалили Росси и Довициозо; битва за Британию, где Марк ошибся и согласился остаться без приза: санмаринский этап, который ушел коллеге Дани Педросе, а самого #93 оставил на блеклой четвертой позиции.

Тот же фильм: атакующий Марк пытается всё испортить Марку-стратегу, но терпит крах.

2017. Большая битва до финала, как в 2013-м. Число пилотских ошибок снизилось с трех до двух. Чемпионат второй раз подряд начинался с технической новинки — в этот раз на Honda RC213V обкатывался новый двигатель с коленвалом обратного вращения. В той стадии у команды не было оптимальных настроек. В Аргентине Маркес упал с передка:

«Между одним кольцом и другим — в этом случае между Катаром и Аргентиной, — мы много всякого изменили. Когда меняешь настройку, всегда высматриваешь лучшее время круга, но еще ощущения на пределе тоже чуть-чуть меняются, когда их ищешь. Мы работаем, Honda правда упорно работает, и думаю, скоро мы дойдем.

Предсезонка была правда сильной, но у нас было много часов на зимних тестах, чтобы настроить байк. Сейчас гоночный уик-энд — это иначе, но мы весьма близко. Я разбился, но я вёл гонку. Это самая важная вещь, и я это так и ощущаю».

Во Франции он уронил байк на 18 круге. Гонщик #93 старался ехать аккуратно, пока не поймал кочку в первой шикане Ле-Мана. С двумя авариями за пять первых гонок старт кампании-2017 можно было назвать катастрофическим, но за следующие 12 этапов подобного не было. Только в Сильверстоуне поломка двигателя выключила его из борьбы за победу.

В этом сезоне я выделю два важных момента. В Муджелло и Сепанге Марк-стратег отказался от борьбы за подиум. Эти 23 очка не менее значимы шести побед. Пусть в конце преимущество над Андреа Довициозо всё равно оказалось больше (37), но эта разница образовалась в самом финале. Марк приехал лидером в Валенсию, этот запас предоставил ему возможность самому выбрать темп. Его соперника могла спасти только атака, но она его и сгубила — Довициозо гонку не закончил.