Мнение: Марк Маркес эволюционирует в никуда
Иногда вещи становятся настолько очевидными, что даже странно. В современном MotoGP было несколько событий, воспринятых слишком однозначно. Я не понимал, почему Маверику Виньялесу выдали здоровенный «гонорар» за выиграннный в 2016-м ГП Великобритании. Для меня провал Андреа Ианноне в 2017-м был скорее провальчиком. Сейчас я не понимаю, почему Марк Маркес получил столько похвалы за пятый титул MotoGP.
Я нахожу необычным, насколько велико количество людей, севших в «поезд любви #93». Трудно спорить с очевидностью, когда одно и то же повторяют и любители, и знающие люди — нынешние гонщики, бывшие гонщики, эксперты, журналисты… Но здесь что-то не так. Думаю, о прогрессе пилота Honda по пути к новому достижению было сказано столько слов, что это говорит об отсутствии прогресса. Многие детали на это намекают. Сейчас поясню.
Маркес каким-то образом пришел к двойственности Маверика Виньялеса. В 2016-м я рассуждал о том, что Виньялес хуже, чем видится. Годом спустя мой вывод был обратным. Ну, гонки — такая вещь, где никто никогда ни в чем не уверен на 100%. В этом таинственном мире удобно себя чуют всякие чудные парадоксы. Например, «парадокс Michelin» — это когда жесткие шины изнашиваются быстрее, мягкие — медленнее.
Еще в MotoGP есть «парадокс Ducati»: самый мощный и самый электронно-совершенный байк выиграл один личный титул за 15 лет. Получается, из 15 титулов 14 были завоеваны на более примитивных «Хондах» и «Ямахах». Можно связать прорыв Кейси Стоунера со сверхмощностью Desmosedici GP7 и качественной резиной Bridgestone, но мощность и резина в 2007-м не спасла ни Лориса Капиросси, ни Алекса Барроса, победителей 12 гонок MotoGP на двоих. Они пилотировали такой же байк. 2007 год для Барроса был одним из худших за 20 лет в Гран-При. Бразилец даже не сражался за титул частника года с Марко Меландри на сырой Honda RC212V.
Пора ввести «парадокс Маркеса». Это статья о гонщике, который бежит вперед, оставаясь на месте.
С чего всё начиналось
Нужно задать стартовую точку, предмет, который я оцениваю. Хорошо подойдут слова директора Repsol Honda Альберто Пуча. Бывший гранприец и руководитель юношеских гоночных академий так отозвался о Маркесе после нового титула:
«Он всегда в постоянной эволюции, он очень хорошо адаптируется к обстоятельствам любого рода, и особенно к байку, который дают. Многие люди это не учитывают, но факт, что пилот выигрывает гонки, не означает, что байк хорош. Иногда приходится добавлять байку часть, которой ему не хватает, и Марк — тот, кто умеет делать это лучше всех. Другие не знают, как это делать.
Он совсем не жалуется. И мы проходили через времена, когда, честно, Honda не была на уровне, которого заслуживает чемпион вроде него, но он преодолевает этим моменты без жалоб, и мы это сильно ценим.»
Немногим ранее Пуч в разговоре с El Periodico высказал мнение, скоро будет еще скачок:
«Он повзрослел, что непросто. Он доказал это в прошлом году и еще больше доказывает в этом сезоне. Он научился дозировать себя, контролировать себя. Он уже знает, нельзя всегда побеждать, и что иногда быть вторым-третьим — это победа. Я уверен в том, что в следующем году он сделает огромный скачок, еще один, по своему пилотажу. Если смотреть сейчас, то, о чем я говорю — это невозможно, но Марк это сделает, он что-нибудь придумает.»
В этом году часто звучали похожие слова: умный гонщик, готовый учиться, подстраиваться под байк, еще не раскрывший потенциал, и прочее. Это бесспорно. Хочу только обратить внимание, что эти тезисы слишком притянуты в год, когда влияние мотоцикла было так велико. И в отношении человека, который выиграл титул MotoGP в 20 лет с первого раза. Если отмотать к началу, неужели в 2013-м мы найдем другого Маркеса: глупого, не желающего учиться, не готового ни к чему? За ту победу его хвалили не меньше. Новый скачок грядет после года, который не принёс ничего нового?
В 2018-м мы не увидели у Маркеса ничего такого, чего не видели ранее. Не то что бы я спорю с большими знатоками, но уверен, они кое-что забыли: сегодняшний Марк появился не в 2018-м — он всегда таким был. Просто пройдемся по годам.
2013. Превосходные числа для любого пилота MotoGP, но контекст дебютного сезона поднимает их на космическую высоту. Победы: 6/18, поул-позиции: 9/18, подиумы: 16/18 (!), 334 очка, титулы чемпиона и лучшего квалифайера. В 2018-м эти показатели или повторились, или стали хуже.
Легко представить максимальный подиумный процент. Две ошибки не дали этого добиться, и вина пилота только в одной: он закончил в гравии гонку в Муджелло, преследуя Хорхе Лоренсо. Не атакуй так сильно, через три круга его ждал приз за второе место. Во второй виновна команда: в Австралии Маркеса дисквалифицировали, когда он пропустил обязательный пит-стоп для замены шин.
Одна пилотская ошибка за 18 попыток… Выше этого прыгнуть практически невозможно. Когда говорят о безграничном потенциале пилота, который достал до потолка с первого раза, мне смешно. Когда говорят о контроле рисков, тоже ничего нового. На валенсийском финале Марк вышел из борьбы с Лоренсо и Педросой. Третье место и так приносило титул:
«Результат гонки был таким, как я вчера и предсказывал: Хорхе, Дани, я. На первых 10 кругах я немного нервничал и был скован на байке. Внутри мне что-то говорило, что нужно биться, но я должен был быть разумен и думать о чемпионате, а не о гонке. Это была длиннейшая гонка моей карьеры, особенно последний круг, когда я был очень аккуратным и совсем не гнал. В обычных обстоятельствах я был готов побиться с Хорхе и Дани, но может, если б я поднажал сильнее, я бы разбился.
Я так горжусь тем, что мы сделали за этот сезон. В первых гонках у меня было много моментов, но во второй половине чемпионата я много усвоил и стал разумнее. Большая часть была в том, что Honda так сильно мне помогала.»
Такие цитаты просятся на эксперимент. Можно смешать 2013 год с 2018-м, и я уверен, многие не уловят разницу.
Дата: 22.11.18
Источник: Все о мире MotoGP