Мнение: Марк Маркес эволюционирует в никуда

 

2018. Запустился конвейер, дифирамбы поступили в серийное производство. Сравнение реакций публики — скорее субъективный процесс. Моё ощущение таково: досрочный пятый титул поставили и выше первого, и четвертого, разыгранных в конце. Когда гонщик становится чемпионом вот так, это достижение потяжелее досрочного. Похоже, в 2018-м Маркеса взвешивали на сломанных весах.

На этот раз две пилотских ошибки. Баранки в Муджелло и Валенсии похожи — они «экспериментальные». Итальянский уик-энд трудно шел для всего лагеря Honda, в линейке Michelin не было подходящих по жесткости передних шин, включая жесткий вариант специально для этого этапа. Испанец не нашел приемлемых настроек. На пятом круге он распрощался со вторым местом. Падение отбросило на 16-е:

«На самом деле, эта проблема была связана только с передней шиной. Перед стартом я знал, это будет трудная гонка. Мы старались поработать над настройками байка, чтобы новый передний «Мишлен» хорошо работал, зная, что с обычным medium у меня бы не получилось пройти гоночную дистанцию. Вообще-то я пробовал [стандартный] hard, но я упал в повороте 10, потеряв передок. В остальном у нас были небольшие затруднения, но мы разобрались с гоночным темпом, и мы учтем это на будущее.»

На валенсийском финале Муравей выбыл из дождевой гонки как единственный пилот со средней задней шиной. В гонке пошел сильный дождь — для таких услових мягкая подходила больше. Последствия этой ошибки ни на что не повлияли — у него был новый титул, как у команды, как у марки.

В октябрьском интервью El Pais Маркес сообщил, что Муджелло был единственным экспериментальным этапом 2018 года. Здесь я бы снова вспомнил слова Пуча о том, как #93 объезжал проблемы «Хонды». В той гонке он их не объехал. В единственной правда трудной гонке Маркес не объехал проблемы мотоцикла. Он, как и остальные пилоты MotoGP, чувствителен к нужному балансу. Бывает, пилотов упрекают в том, что они едут, только когда мотоциклы идеальны. Пример Марка тоже подходит:

«Бывали гонки, в которых мы думали что-то поменять, чтобы стать лучше, но я это пресекал. Много раз я предпочитал вносить то, что мне известно, потому что я знаю, как отреагирует байк, когда зажмешь рычаг и затормозишь. Единственная гонка в этом году, в которой мы радикально изменили байк, была в Муджелло. И я упал так, что не понял, почему.»

Вылет в Валенсии был 23 падением за сезон. Год назад их было 27 — слишком большое число по любым меркам. Испанец собирался сократить его, но не сильно преуспел. Аварии — вечные спутники езды на грани, и Маркес продолжает так ездить. В том же интервью он, отвечая на вопрос о падениях, признает, что явного прогресса нет:

«Ясно, что нельзя с 27 падений, как в прошлом году, дойти до нуля падений. Такого у меня никогда не будет. Я пытаюсь сокращать падения ради преимущества в чемпионате, удобного «матраса» из очков — на практиках это позволяет держаться своей стратегии. Хотя мой стиль такой, как есть, и я жму так же, как раньше. Я падаю, и отлавливаю много падений, которые почти как падения. В общем, с этой точки зрения я не стал особенно лучше».

Очень точное замечание — у него такой стиль. И если ради этого приходится ездить на грани падений, это логично. Просто их количество почти не сократилось.

Нельзя забыть Аргентину — необыкновенный эпизод для мультичемпиона MotoGP: Маркес собрал три штрафа за перемещения мотоцикла по стартовой решетке (он заглох), за контакт с Алейшем Эспаргаро (отдал одну позицию), за контакт с Валентино Росси (добавка 30 секунд к итоговому времени). Рекордный тройной штраф выглядел бы намного логичнее у 20-летнего Марка, однако 25-летний Марк его превзошел.

Он упустил явную победу. На промоченном Рио Ондо никто не летал с той же скоростью. Его лучший круг на 0,484 секунды превосходил круг Кэла Крачлоу. Коллега из LCR Honda выиграл заезд на таком же мотоцикле. Пилот #93 взял этот эпизод на заметку, и тем не менее, подобное плохо соотносится с утверждениями, что гонщик повзрослел. Опять.

Вот в чём парадокс 2018 года: он ничем не выделяется. Маркес суетился, падал, толкался с соперниками, и как обычно, много побеждал и был молниеносен в любых условиях. Что в этом нового? Мне кажется, из пяти титулов MotoGP этот для иллюстрации роста подходит меньше всех.

Он кое в чем повторяет 2014-й: только в эти сезоны Муравей побеждал или почти побеждал в Катаре, Франции, Испании, Нидерландах и Малайзии. Обычно это его проблемные трассы. Это непростое совпадение: в эти сезоны в распоряжении, был, возможно, лучший мотоцикл на решетке.

У всех элитных пилотов есть места, для которых им достаточно самого скверного мопеда. В сложных случаях элитному пилоту требуется помощь мотоцикла. В 2018-м мотоцикл помогал Маркесу так, как давно не помогал. Одно точно — он пилотировал один из двух сильнейших байков за карьеру MotoGP:

«Лучший байк был в 2014-м, ощущения были еще лучше. 2014-й был доминированием в другой манере. В смысле, помню, как в 2014-м здесь [на Сепанге] я просто ждал сзади и потом обгонял, и доехал до победы. Это были гонки другого рода, и уровень был другой.

В этом году я доминировал в чемпионате, но с трудом. Я был на подиуме во всех гонках, которые заканчивал, и по очкам большой отрыв, но я не доминировал на таком же расстоянии, как в 2014-м».