Мнение: Марк Маркес эволюционирует в никуда

 

Кое-что для сравнения

Ну, примеров достаточно. Они о том, что мы снова увидели соревнование Марка-агрессора с Марком-стратегом. Это соревнование и стало соревнованием за титул. Гонщик #93 боролся только с собой. Пусть прогресс Ducati не отвлекает вас от главного: в этом году не было равного противостояния с Росси, с Довициозо, или даже битвы в одиночку против Ducati.

Задумайтесь над фактом, что он увеличивал отрыв от второго места на 13 этапах из 18-и! В целом сезоне был единственный этап, когда Маркеса-претендента явно побили: Гран-При Катара, проигранная схватка против Довициозо. Остальные случаи были аварийными: хаос в Аргентине, падение в Италии, наезд Зарко в Австралии и неправильная шина в Валенсии. Преследователи Маркеса гонялись друг за другом, но никто не гнался на ним самим.

Он взял почти все подиумы. Я не сильно преувеличу, если скажу, что это почти 18 из 18. Ему хватало динамики и на тех этапах, где он ничего не заработал. Это показатель качества, но прогресс? Скорее, он вернулся к тому, с чего начинал. В 2013-м и 2014-м Маркес стал чемпионом, лучшим квалифайером, Honda выиграла войну команд и марок — тройная корона. В 2017-м и 2018-м Маркес стал чемпионом, лучшим квалифайером, Honda выиграла войну команд и марок. Ощутите разницу… Нулевую.

Вы могли подумать, сложность одинаковых результатов за пять лет выросла. Количество байков внутри 5, 10 или 30 секунд увеличилось, и поэтому титул прилично потяжелел. Но взглянем внимательнее. В 2013-м Маркесу нужно было держаться вблизи Лоренсо и Педросы, чтобы получить приз. В 2018-м, чтобы получить приз, нужно было объезжать и Довициозо, и Лоренсо, и Росси, и Виньялеса. Верно? Неверно. Четверка соперников не собиралась одновременно. Пускай была большая битва в Ассене, где Маркес обставил семерых, и Брно, где он бился с парой Ducati. Но в большинстве случаев Маркесу нужно было разобраться с одним байком.

В 14 гонках из 18-и пилот Repsol Honda выигрывал или уступал лишь одному сопернику. Лоренсо и Педроса в 2013-м были прекрасны. В 2018-м ни один из соперников Маркеса не был на высоте. Не хочется переоценивать победы Ducati — они в чемпионской погоне ничего не меняли. Виньялес и Росси не могли блистать из-за мотоцикла, Педроса в прощальный сезон не был похож ни на одного Педросу 2001 — 2017 годов. Маркес соревновался сам с собой, как Росси в 2005-м или Стоунер в 2011-м. Из его сезона получился почти совершенный гибрид 2013-2014 годов: отличная скорость, образцовая стабильность.

Если гонщик в 25 лет повторяет себя 20-летнего, это так себе повод говорить о его росте. Не о том росте, который все сильные пилоты показывают при адаптации к изменениям мотоцикла. Это так себе повод говорить о росте как о каком-то откровении. Такое тяжело не заметить: мы видели это у Росси в 2014-м, у Довициозо в 2017-м, у Лоренсо в 2018-м, видели подобное у Педросы в прошлом году. Я бы не стал ставить Марка в этот ряд.

Марк остаётся Марком, продолжает удивлять во всех смыслах. Если вы думаете, что плохие эпизоды закончились в 2015-м, это не так: кампании 2017 и 2018 на стадии разгона он подвергал такому риску, какому не подвергал ни 2013-й, ни 2014-й, ни 2016-й: в первых шести этапах 2017-го и 2018-го пилот «Хонды» дважды ошибался по-крупному. Это на одну ошибку больше 2013-го и 2016-го, что равняет эти сезоны с катастрофическим 2015-м. На то были причины: RC213V последние четыре года переделывали — двигатель, шасси, электронику, — падения приходились на фазу разработки, но всё же эхо 2015-го в триумфальном 2018-м… Ничего себе, да?

Если знать, куда смотреть, очевидно, что 25-летний Маркес рискует не меньше 20- или 23-летнего. Если речь о гоночной зрелости, Маркес как-то стоит на месте. Он еще не обогнал себя предыдущего по числу подиумов или очков за сезон, зато в 2017-м аварийный показатель чуть не вогнал в четвертый десяток. Пускай нулевое напряжение дебютного сезона и напряжение пятого сезона — разные вещи, но 27 аварий? Он едва не догнал Сэма Лоуса с числом 31. Когда чемпион почти равняется с пилотом-катастрофой, это что-то с чем-то. Кстати, 23 аварии Марка в 2018 году — это предел: чаще него в MotoGP никто не падал.

 

Эволюция живет не здесь

Кто подходит для примера эволюции, так это пилоты Ducati. Это про Андреа Довициозо можно сказать, что мы видим его новую версию. Его изменил психологический тренинг у профессора психологии Амедео Маффеи зимой 2017-го. После выигрыша Муджелло-2017 Довициозо никогда не станет прежним. Тот сдержанный Андреа, которому для повторения победы понадобилось семь (!) сезонов MotoGP, больше не вернется.

Старый Довициозо таился до самой гонки. В пятницу и субботу он показывал непримечательные времена, но потом бывало, мог побиться с лучшими. Новый Довициозо перенял манеру пилотов типа Стоунера, Маркеса, Лоренсо: он обозначает себя в первый же день, в первую практику. Хотите увидеть его эволюцию? Ниже — количество «побед» на сессиях свободных практик за 2016 — 2018 годы. Это период перерождения Довициозо, которым он частично обязан Альберто Гирибуола, новому шеф-механику. Два итальянца, которым немного за 30, создали одну из сильнейших связок MotoGP.

Пилот 2016 2017 2018
I п-годие II п-годие I п-годие II п-годие I п-годие II п-годие
Маркес 10 14 9 17 12 10
Довициозо 2 3 3 6 8 11

Видна настоящая динамика. Три года назад Довициозо уступал Маркесу в разы. Теперь позади полугодие, где Довициозо его обошел. За практики очков не дают, и я не говорю, что это сверхпоказательный аспект, но если разговор об эволюции, вот на что похож качественный сдвиг. Средний гонщик и средний квалифайер превратился в великолепного гонщика с хорошей чистой скоростью. И наоборот, пример #93 запутывает: куда же расти, если начал с максимума? Числа не говорят о качественном изменении Маркеса, как и слова, которые звучат как пересказ этих шести лет.

А Лоренсо? Я не уверен, кто из них пробил более толстую стену. Утонченный экс-пилот Yamaha чуть не был потоплен Ducati, этим разрушителем карьер. Однако, в этой битве человек взял верх над машиной. Он научился тормозить не так, как ему нравится, научился разгоняться не так, как ему нравится, и научился поворачивать не так, как ему нравится. Лоренсо вернул свои молниеносные старты, и даже вроде бы шагнул дальше. По-моему, #99 никогда не был так реактивен, как в Ассене: кто еще сможет за пару поворотов проскочить с 10 места на первое? Казалось, Ducati навсегда лишил его этой черты… Да, он создал себя заново.

Эволюция мотоцикла помогла ему, конечно, но давайте признаем: переход с Yamaha на Ducati для пилота вроде Лоренсо мог придумать только сумасшедший. Это не Кейси Стоунер, меняющий Ducati на Honda, и не Валентино Росси, меняющий Yamaha на Ducati. Это не универсал, поездивший на разных мотоциклах — это пилот одного стиля. Карьера Лоренсо так сложилась, что каждый байк цементировал его стиль всё сильнее. Испанцу было трудновато на 125-кубовом Derbi, и он спасался поворотной скоростью. 250-кубовая Aprilia тоже была этим сильна, и когда он сел на Yamaha, идеал был найден.

Но Ducati был мотоциклом наоборот, он ничего не делал так, как хотел пилот. В этом большая разница с Маркесом: Honda всегда поддерживала его сильную черту — сильное торможение. Даже в самые тяжелые гонки Маркесу было, за что ухватиться. Desmosedici не давал Лоренсо ничего. Полагаю, ни один более-менее универсальный пилот не сможет повторить подобную эволюцию. Это качественная эволюция, а не качественно-количественная а ля Довициозо — всё же статистика сильно просела, — но после полутора лет мучений и трех побед на Ducati Хорхе тоже никогда не будет прежним.

Совсем не таков случай Маркеса. Где его поворотная точка? Он всё тот же: превосходный квалифайер, умный гонщик, отъявленный «аварийщик». Стал чемпионом MotoGP в 20 лет, в 21 год установил рекорды по победам и поулам за сезон. Возможно, 2013 — 2014 годы неповторимы даже для него самого. Конечно, движение вперед было: его дождевые гонки из хороших превратились в отличные, старты перестали быть слабыми. Но по-моему, это всё.

 

* * *

В следующие сезоны испанец был дальше или ближе к своим пикам, но ни разу их не превзошел. Его комментарии звучат одинаково. Он пишет историю своих титулов одинаковым почерком. Он показывает зрителям «День сурка» — историю о человеке внутри временной петли, — но это видят те, кто повнимательнее. Раз так, я теряюсь в догадках, о каком прогрессе все говорили.

В некоторых головах Маркес обречен навечно остаться 20-летним дебютантом MotoGP — неопытным гонщиком с огромным потенциалом. И каждый сезон будет как первый: феномен MotoGP пытается умерить агрессию, поумнеть, успокоиться…

Как можно прогрессировать, стоя на месте? Говорю вам, здесь что-то не так. Опасайтесь слишком очевидных вещей.