Статистика: поулы и победы на Гран-При Франции

У истории гранприйных мотогонок во Франции есть уникальная особенность — чемпионат в разные годы гостил на целых семи площадках, хотя при этом был лишь один случай, когда MotoGP за год посетил более одного французского трека, да и то, это произошло почти случайно. Мировая шоссейно-кольцевая серия объездила всю страну: она была на юго-западе (Ногаро и Альби), юго-востоке (Поль Рикар), севере (Руан), северо-востоке (Реймс-Гу), западе (Ле-Ман) и центральной части (Клермон-Ферран).

Между 1951 и 1955 годами Гран-При провели четыре раза (кроме 1952) на трех импровизированных дорожных трассах Альби, Руан и Реймс. Половину из них выиграл Джефф Дюк на Gilera. В отличие от Испании, которая 45 лет ждала своего испанского победителя в GP500, Франции долго ждать не пришлось, когда в 1954-м золото взял Пьер Моннере и тоже на Gilera.

Автомобильная катастрофа 1955 года на «24 часах Ле-Мана» отразилась и на мотогонках: чемпионат не приезжал во Францию несколько лет, но поклонники мотоциклов не хотели отказываться от соревнований насовсем: благодаря работе одного из главных мотоклубов страны властей удалось убедить смягчить свою позицию — так Франция вернулась в календарь чемпионата в 1959 году. Это был Клермон-Ферран — четвертый по счету трек, но в отличие от трех предыдущих, он уже был настоящим гоночным закрытым кольцом. После возвращения там провели три этапа GP500, которые остались за MV Agusta (Джоном Сертизом и Гэри Хокингом), и потом старшая кубатура взяла новый перерыв до 1969 года, хотя младшие классы продолжали туда ездить.

С сезона 1969 GP500 стала принимать очередная новая площадка — трек Ле-Ман. Треки Гран-При Франции продолжали чередоваться до самого 2000 года, в котором Ле-Ман стал постоянным местом проведения французского этапа. В календаре продолжали появляться дыры: этой страны не было на карте чемпионата в 1971 и 1993 годах. В 1969 — 1999 годах райдеры премьер-класса гонялись в Ле-Мане, Поль Рикаре, Ногаро и Клермон-Ферране, и разок даже заехали на классический формульный трек Маньи-Кур — это был 1991 и последний год в недолгом периоде MotoGP, когда права на телетрансляции чемпионата были у Берни Экклстоуна.

Ярно Сааринен и Джакомо Агостини (Франция, 1973)

Самый успешный пилот Гран-При Джакомо Агостини выиграл во Франции четыре этапа — он сделал это и в Ле-Мане (1969, 1970), и в Клермон-Ферране (1972), и на Поль Рикаре (1975). Более того, последняя из них была взята на Yamaha, а предыдущие — на MV Agusta. Когда в чемпионате впервые появился Поль Рикар в 1973-м, там тоже победил «ямаховод» Ярно Сааринен, причем это была первая гонка финна в GP500, а для самой марки это был дебютный боевой этап ее нового 2-тактного 4-цилиндрового оружия YZR500, которому безуспешно пытался противостоять Агостини на 4-тактной «тройке» MV Agusta. Аго очень редко падал с мотоциклов, на момент старта сезона 1973 года у него в GP500 было все две аварии (Турист Трофи-1965 и Заксенринг-1966), причем они пришлись на сезоны прямого противостояния с Майком Хэйлвудом. Во Франции по ходу борьбы с Саариненом итальянец упал в третий раз.

Вообще, этап 73-го был одним из самых важных в истории Гран-При Франции, и пара перечисленных фактов — это далеко не все. Впервые за пять безоблачных для Аго лет после финала 1967-го в Канаде, когда на Гран-При последний раз встретились гранды эпохи Хэйлвуд и Агостини (впрочем, Майк еще пару раз выходил на старт гонок, но уже не в статусе постоянного участника чемпионата), против него вышел заводской гонщик другой марки. Оппозиция началась серьезная — так как Ярно выиграл с первой попытки, результат показал, что Yamaha построила для сезона 1973 очень хороший мотоцикл. Финн смог показать на свое дебютном «пятисоточном» Гран-При не только победу, но и быстрейший круг. К великому сожалению, Ярно вскоре погибнет в аварии на четвертом этапе сезона в Италии, и по иронии судьбы первым чемпионом «Ямахи» станет его тогдашний прямой конкурент — сам Аго двумя годами позже.

Как и на абсолютном большинстве других треков чемпионата, вскоре установилось американское правление, которое позже сменило правление австралийское — райдеры обеих наций выиграли абсолютно все между 1983 и 1997 годами. Больше всех отличился австралиец Мик Дуэн из Repsol Honda, взявший четыре победы подряд (1994 — 1997). Затем его дело продолжил напарник Алекс Кривье с тремя победами (1998 — 2000). Последнюю гонку эпохи «пятисоток» в 2001-м оставил за собой Макс Бьяджи.

Гонка MotoGP Гран-При Франции 2015

Что касается противостояния марок в ту эру, то оно привычное — основная масса успехов записана на Yamaha (11) и Honda (11), хотя гонщики Suzuki (6) тоже хорошо себя чувствовали на французской территории.

Ле-Ман и Поль Рикар постоянно проводили у себя этапы, тогда как трек в Ногаро (он же трек имени Поля Арманьяка) и Маньи-Кур не прижились абсолютно. Ногаро уже был довольно опасен по меркам 70-х, но в 78-м этап все же провели. В 82-м повторить историю не вышло: Кенни Робертс, оценив на тренировке безопасность трека, отказался на нем выступать и предложил остальным гонщикам бойкотировать Гран-При. С предложением американца оказались солидарны более десятка ведущих пилотов, но людям с «задних рядов» пришлось все-таки выступить. Победил швейцарец Михель Фрутши на байке Sanvenero. Франция подарила ему единственную победу в Гран-При, и она же годом позже забрала у него жизнь, причем на значительно более безопасном Ле-Мане.

С другой стороны, и у Ле-Мана есть свой темный эпизод, который относится к 1995 году. Райдер Альберто Пуч, который пару месяцев назад стал первым испанцем, выигравшим в Испании гонку GP500, намеревался заполучить поул, но допустил ошибку на горячем круге. Падение закончилось тяжелым ударом об асфальт в шикане Dunlop, после которого Альберто по инерции долетел и до заградительного барьера, очень серьезно повредив левую ногу. После инцидента было решено Ле-Ман из календаря убрать, пока на кольце не будет улучшена безопасность. Он снова стал частью Гран-При в 2000 году и больше с чемпионатом не расставался.

Если говорить о единичном этапе 1992 года в Маньи-Куре, то его появление в календаре пришлось на окончание периода причастия владельца Формулы-1 Берни Экклстоуна к составлению «маршрута» чемпионата, поэтому он напоследок «одолжил» своему второму проекту формульный Маньи-Кур. За год до этого в Ле-Мане состоялся так называемый Гран-При Витесс дю Ман, который пришлось включить после отмены бразильского этапа, и это — единственный пример в истории Франции, когда там провели две гонки за год. Вторым был собственно Гран-При Франции на Поль Рикаре. Оба выиграли американцы Кевин Шванц и Уейн Рейни.

Крис Вермюлен, Ле-Ман, 2007

Современная гранприйная эра во Франции — это, по сути, два человека: Хорхе Лоренсо и Валентино Росси. У первого — большинство побед (4), у второго — большинство поулов (4) и быстрейших кругов (7). Статистика Лоренсо весьма интересна: фактически, он никогда не бывает там быстрейшим пилотом, так как за восемь приездов в Ле-Ман он ни разу не выигрывал квалификацию и лишь раз показал быстрейший круг (2010). У Росси — обратный пример: Доктор во время заезда может лететь по треку быстрее всех, но количество его лучших кругов (7) уступает победам (3).

Марк Маркес из Repsol Honda не упустил ни одного поула за три визита во Францию, да и в целом, если оставить за рамками достижения #99, этот трек принадлежит «Хонде»: в 4-тактную эру (с 2002) шесть пилотов принесли ей семь побед. У «Ямахи» тоже семь, но авторов — всего двое. Одно золото есть у «Сузуки» — в 2007-м Крис Вермюлен обеспечил Хамамацу последний триумф в Гран-При. Дела у «Дукати» обстоят … никак не обстоят: ни одной победы и ни одного поула. По крайней мере, есть пять подиумов (2006, 2007, 2011, 2012, 2015).

Некоторые события Гран-При Франции:

Первый раз:

— открытие сезона: 1954, 1959, 1960, 1973 — 1976
— подиум Kawasaki (1970)
— подиум Yamaha (1972)
— победа Ярно Сааринена (1973)
— поул и победа Yamaha YZR500 (1973)
— подиум Барри Шина (1974)
— подиум Марко Лучинелли (1976)
— подиум Джонни Чекотто (1978)
— поул Джона Косински (1991)
— победа Криса Вермюлена (2007)
— поул Колина Эдвардса (2007)

Последний раз:

— завершение сезона: 1979
— подиум Джона Косински (1999)
— победа Алекса Кривье (2000)
— победа Suzuki (2007)
— подиум Kawasaki (2009)
— подиум Марко Меландри (2009)

Единственный раз:

— победа Криса Вермюлена (2007)
— победа Suzuki в 4-тактной эре MotoGP (2007)

Эра GP500

Год Поул Быстрейший круг Победа
 Альби 
1951 А. Милани А. Милани
 Руан
1953 Р. Армстронг Д. Дюк
 Реймс-Гу
1954 П. Моннере П. Моннере
1955 Д. Дюк Д. Дюк
 Клермон-Ферран 
1959 Д. Сертиз Д. Сертиз
1960 Д. Сертиз Д. Сертиз
1961 Г. Хокинг Г. Хокинг
1972 Д. Агостини Д. Агостини
1974 Ф. Рид  Д. Агостини Ф. Рид
 Ле-Ман 
1969 Д. Агостини Д. Агостини
1970 Д. Агостини Д. Агостини
1976 Б. Шин М. Лучинелли Б. Шин
1979 К. Робертс В. Феррари Б. Шин
1983 К. Робертс Ф. Спенсер Ф. Спенсер
1985 Ф. Спенсер К. Саррон Ф. Спенсер
1987 К. Саррон Р. Мамола Р. Мамола
1989 Э. Лоусон К. Шванц Э. Лоусон
1990 К. Шванц К. Шванц К. Шванц*
1991** Д. Косински М. Дуэн К. Шванц
1994 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1995 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
2000 М. Бьяджи В. Росси А. Кривье
2001 М. Бьяджи М. Бьяджи М. Бьяджи*
 Ногаро
1978 Д. Чекотто К. Робертс К. Робертс
1982 Ж. Лафонд М. Фрутши М. Фрутши
 Поль Рикар
1973 Х. Каная Я. Сааринен Я. Сааринен
1975 Х. Лансивуори Х. Каная Д. Агостини
1977 С. Бейкер Д. Агостини Б. Шин
1980 М. Лучинелли К. Робертс К. Робертс
1981 М. Лучинелли М. Лучинелли М. Лучинелли*
1984 Ф, Спенсер Ф. Спенсер Ф. Спенсер*
1986 Э. Лоусон Э. Лоусон Э. Лоусон*
1988 К. Саррон У. Гарднер Э. Лоусон
1991 У. Рейни У. Рейни У. Рейни*
1996 А. Кривье А. Кривье М. Дуэн
1997 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1998 М. Дуэн А. Кривье А. Кривье
1999 М. Бьяджи К. Робертс А. Кривье
 Маньи-Кур
1992 Д. Чендлер У. Гарднер У. Рейни

Эра MotoGP

Год Поул Быстрейший круг Победа
Ле-Ман
2002 1:36.046 (В. Росси) 1:36.846 (В. Росси) В. Росси*
2003 1:35.208 (В. Росси) 1:36.688 (Н. Хага) С. Жибернау
2004 1:33.425 (С. Жибернау) 1:34.088  (М. Бьяджи) С. Жибернау
2005  1:33.226 (В. Росси) 1:33.678 (В. Росси) В. Росси*
2006 1:33.990 (Д. Педроса) 1:35.087 (В. Росси) М. Меландри
2007 1:33.616 (К. Эдвардс) 1:38.678 (Д. Хопкинс) К. Вермюлен
2008 1:32.647 (Д. Педроса) 1:34.215 (В. Росси) В. Росси
2009 1:33.974 (Д. Педроса) 1:35.045 (Д. Педроса) Х. Лоренсо
2010 1:33.408 (В. Росси) 1:34.545 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо
2011 1:33.153 (К. Стоунер) 1:33.617 (Д. Педроса) К. Стоунер
2012 1:33.638 (Д. Педроса) 1:44.614 (В. Росси) Х. Лоренсо
2013 1:33.187 (М. Маркес) 1:43.597 (Д. Педроса) Д. Педроса
2014 1:32.042 (М. Маркес) 1:33.548 (М. Маркес) М. Маркес*
2015 1:32.246 (М. Маркес) 1:32.879 (В. Росси) Х. Лоренсо

* хет-трик
**Гран-При Витесс дю Ман

Хорхе Лоренсо (2010)