Статистика: поулы и победы на Гран-При Америк
Судьба Гран-При США в календаре MotoGP напоминает Гран-При Аргентины — оба американских этапа дебютировали в чемпионате в 60-х, потом исчезли и снова появились. Главные отличия — в треках: если на территории Аргентины гонки проводились сначала на Автодроме Оскара Альфредо Гальвеса и спустя годы перерыва стали приезжать на Термас де Рио Ондо, то в США площадок было в два раза больше, причем некоторые из них уживались в календаре одновременно.
Два первых этапа прошли в 1964 и 1965 годах на треке Дайтона. Оба раза гонка открывала календарь и оба раза ее выигрывал Майк Хэйлвуд на MV Agusta. После длинной паузы почти в четверть века североамериканский Гран-При стали проводить на Лагуна Секе, и провели его там шесть раз (1988 — 1994, в 1992-м гонки не было).
Все заезды, кроме последнего, выигрывали американские гонщики, а райдером №1 на знаменитом извилистом кольце стал Уэйн Рейни из Yamaha. Рейни хорошо знал эту площадку по внутриамериканским гонкам, поэтому, когда он приехал туда в первый раз в год своего дебюта в GP500 (1988), то смог сразу взять поул и финишировать четвертым. Премьерная гонка осталась за Эдди Лоусоном, тоже на Yamaha. На следующих трех не было равных Уэйну, две из которых он взял также с поула.
Американец наверняка выиграл бы и заезды 1993 и 1994 года, но судьба была против: гонка на Лагуна Секе шла в чемпионате 1993-го сразу после этапа в Мизано, но котором он получил тяжелую травму и покончил с гонками. Этап 1994 остался уже за бывшим напарником Рейни Лукой Кадалорой — вновь на Yamaha. Он стал единственным райдером не из США, кто победил в GP500 на Лагуне. Единственная гонка, которую выиграл пилот не на Yamaha, пришлась на сезон 1993 — победную комбинацию составили Джон Косински и его Cagiva. Остальные пять заездов были выиграны на Yamaha.
Калифорнийская трасса вернулась в календарь чемпионата в 2005-м при активном содействии Рейни. Заезды 2005 и 2006 годов выиграл Ники Хэйден на Honda, затем пошли разовые победы: Кейси Стоунер в 2007-м на Ducati, Валентино Росси в 2008-м на Yamaha, Дани Педроса в 2009-м на Honda, Хорхе Лоренсо в 2010-м на Yamaha. Последние три гонки вновь остались за «хондоводами»: Стоунер взял два золота подряд (2011-2012), а закрыл страницу Марк Маркес (2013), причем сделал это с первой попытки. После этого Лагуна Сека опять была исключена из календаря.
С тремя победами на каждого Уэйн Рейни и Кейси Стоунер являются специалистами №1 на калифорнийскому кольцу. Ники Хэйдена сюда тоже можно отнести, так как кроме Рейни и Стоунера только он побеждал больше одного раза. Хорхе Лоренсо потенциально мог войти в элитный клуб, так как испанец четыре раза подряд стоял на поуле Лагуны (2009 — 2012), но выстрелила только одна попытка (2010).
Параллельно с Лагуной в календаре присутствовал другой знаменитый американский трек — Индианаполис. Он пробыл в чемпионате восемь сезонов (2008 — 2015). Райдеры Yamaha выиграли лишь два первых заезда (Росси в 2008-м и Лоренсо в 2009-м), во всех остальных случаях царствовала Honda. Одна победа была у Стоунера (2011), две — у Педросы (2010 и 2012), и три — у Марка Маркеса, причем Маркес выиграл три гонки из трех, в которых участвовал, и стартовал с трех поулов.
Самая свежая гранприйная площадка в США — это Трасса Америк, и пока она целиком и полностью «принадлежит» Маркесу: вновь три победы из трех возможных, с трех возможных поулов. Оба рекорда — абсолютный и гоночный — также записаны за испанцем.
Сезон 2013 был самым американским в истории MotoGP, так как чемпионат за год посетил и Трассу Америк, и Лагуна Секу, и Индианаполис. Маркес смог с первого раза выиграть все эти гонки. Кроме того, по общему числу побед премьер-класса на североамериканской земле он самый успешный райдер MotoGP: семь штук, что почти в два раза больше, чем у преследователя Кейси Стоунера (их у того четыре). Honda выиграла все этапы в США, начиная с Инди-2010.
Кстати, из-за одновременного проведения в США нескольких гонок организаторам пришлось придумывать для них разные названия: этап на «старой кирпичнице» был Indianapolis Grand Prix, этап в Остине носит несколько помпезное название Grand Prix of the Americas (то есть обоих континентов), и только Лагуна являлась «чистым» американским этапом под вывеской U.S. Grand Prix.
Эра GP500
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
Дайтона | |||
1964 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1965 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
Лагуна Сека | |||
1988 | У. Рейни | Э. Лоусон | Э. Лоусон |
1989 | У. Рейни | У. Гарднер | У. Рейни |
1990 | У. Гарднер | К. Шванц | У. Рейни |
1991 | У. Рейни | У. Рейни | У. Рейни* |
1993 | М. Дуэн | К. Шванц | Д. Косински |
1994 | М. Дуэн | Д. Косински | Л. Кадалора |
Эра MotoGP
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
Лагуна Сека | |||
2005 | Н. Хэйден | К. Эдвардс | Н. Хэйден |
2006 | К. Вермюлен | Д. Педроса | Н. Хэйден |
2007 | К. Стоунер | К. Стоунер | К. Стоунер* |
2008 | К. Стоунер | К. Стоунер | В. Росси |
2009 | Х. Лоренсо | Д. Педроса | Д. Педроса |
2010 | Х. Лоренсо | К. Стоунер | Х. Лоренсо |
2011 | Х. Лоренсо | К. Стоунер | К. Стоунер |
2012 | Х. Лоренсо | Д. Педроса | К. Стоунер |
2013 | Ш. Брадль | М. Маркес | М. Маркес |
Индианаполис | |||
2008 | В. Росси | В. Росси | В. Росси* |
2009 | Д. Педроса | Х. Лоренсо | Х. Лоренсо |
2010 | Б. Спис | Д. Педроса | Д. Педроса |
2011 | К. Стоунер | К. Стоунер | К. Стоунер* |
2012 | Д. Педроса | Д. Педроса | Д. Педроса* |
2013 | М. Маркес | М. Маркес | М. Маркес* |
2014 | М. Маркес | М. Маркес | М. Маркес* |
2015 | М. Маркес | М. Маркес | М. Маркес* |
Трасса Америк | |||
2013 | 2:03.021 (М. Маркес) | 2:04.242 (М. Маркес) | М. Маркес* |
2014 | 2:02.773 (М. Маркес) | 2:03.575 (М. Маркес) | М. Маркес* |
2015 | 2:02.135 (М. Маркес) | 2:04.251 (А. Ианноне) | М. Маркес |
*хет-трик
Дата: 06.04.16
Источник: Все о мире MotoGP