Статистика: поулы и победы на Гран-При Америк

Судьба Гран-При США в календаре MotoGP напоминает Гран-При Аргентины — оба американских этапа дебютировали в чемпионате в 60-х, потом исчезли и снова появились. Главные отличия — в треках: если на территории Аргентины гонки проводились сначала на Автодроме Оскара Альфредо Гальвеса и спустя годы перерыва стали приезжать на Термас де Рио Ондо, то в США площадок было в два раза больше, причем некоторые из них уживались в календаре одновременно.

Два первых этапа прошли в 1964 и 1965 годах на треке Дайтона. Оба раза гонка открывала календарь и оба раза ее выигрывал Майк Хэйлвуд на MV Agusta. После длинной паузы почти в четверть века североамериканский Гран-При стали проводить на Лагуна Секе, и провели его там шесть раз (1988 — 1994, в 1992-м гонки не было).

Все заезды, кроме последнего, выигрывали американские гонщики, а райдером №1 на знаменитом извилистом кольце стал Уэйн Рейни из Yamaha. Рейни хорошо знал эту площадку по внутриамериканским гонкам, поэтому, когда он приехал туда в первый раз в год своего дебюта в GP500 (1988), то смог сразу взять поул и финишировать четвертым. Премьерная гонка осталась за Эдди Лоусоном, тоже на Yamaha. На следующих трех не было равных Уэйну, две из которых он взял также с поула.

Американец наверняка выиграл бы и заезды 1993 и 1994 года, но судьба была против: гонка на Лагуна Секе шла в чемпионате 1993-го сразу после этапа в Мизано, но котором он получил тяжелую травму и покончил с гонками. Этап 1994 остался уже за бывшим напарником Рейни Лукой Кадалорой — вновь на Yamaha. Он стал единственным райдером не из США, кто победил в GP500 на Лагуне. Единственная гонка, которую выиграл пилот не на Yamaha, пришлась на сезон 1993 — победную комбинацию составили Джон Косински и его Cagiva. Остальные пять заездов были выиграны на Yamaha.

Калифорнийская трасса вернулась в календарь чемпионата в 2005-м при активном содействии Рейни. Заезды 2005 и 2006 годов выиграл Ники Хэйден на Honda, затем пошли разовые победы: Кейси Стоунер в 2007-м на Ducati, Валентино Росси в 2008-м на Yamaha, Дани Педроса в 2009-м на Honda, Хорхе Лоренсо в 2010-м на Yamaha. Последние три гонки вновь остались за «хондоводами»: Стоунер взял два золота подряд (2011-2012), а закрыл страницу Марк Маркес (2013), причем сделал это с первой попытки. После этого Лагуна Сека опять была исключена из календаря.

С тремя победами на каждого Уэйн Рейни и Кейси Стоунер являются специалистами №1 на калифорнийскому кольцу. Ники Хэйдена сюда тоже можно отнести, так как кроме Рейни и Стоунера только он побеждал больше одного раза. Хорхе Лоренсо потенциально мог войти в элитный клуб, так как испанец четыре раза подряд стоял на поуле Лагуны (2009 — 2012), но выстрелила только одна попытка (2010).

Параллельно с Лагуной в календаре присутствовал другой знаменитый американский трек — Индианаполис. Он пробыл в чемпионате восемь сезонов (2008 — 2015). Райдеры Yamaha выиграли лишь два первых заезда (Росси в 2008-м и Лоренсо в 2009-м), во всех остальных случаях царствовала Honda. Одна победа была у Стоунера (2011), две — у Педросы (2010 и 2012), и три — у Марка Маркеса, причем Маркес выиграл три гонки из трех, в которых участвовал, и стартовал с трех поулов.

Самая свежая гранприйная площадка в США — это Трасса Америк, и пока она целиком и полностью «принадлежит» Маркесу: вновь три победы из трех возможных, с трех возможных поулов. Оба рекорда — абсолютный и гоночный — также записаны за испанцем.

Сезон 2013 был самым американским в истории MotoGP, так как чемпионат за год посетил и Трассу Америк, и Лагуна Секу, и Индианаполис. Маркес смог с первого раза выиграть все эти гонки. Кроме того, по общему числу побед премьер-класса  на североамериканской земле он самый успешный райдер MotoGP: семь штук, что почти в два раза больше, чем у преследователя Кейси Стоунера (их у того четыре). Honda выиграла все этапы в США, начиная с Инди-2010.

Кстати, из-за одновременного проведения в США нескольких гонок организаторам пришлось придумывать для них разные названия: этап на «старой кирпичнице» был Indianapolis Grand Prix, этап в Остине носит несколько помпезное название Grand Prix of the Americas (то есть обоих континентов), и только Лагуна являлась «чистым» американским этапом под вывеской U.S. Grand Prix.

Эра GP500

Год Поул Лучший круг Победа
Дайтона
1964 М. Хэйлвуд М. Хэйлвуд
1965 М. Хэйлвуд М. Хэйлвуд
Лагуна Сека
1988 У. Рейни Э. Лоусон Э. Лоусон
1989 У. Рейни У. Гарднер У. Рейни
1990 У. Гарднер К. Шванц У. Рейни
1991 У. Рейни У. Рейни У. Рейни*
1993 М. Дуэн К. Шванц Д. Косински
1994 М. Дуэн Д. Косински Л. Кадалора

Эра MotoGP

Год Поул Лучший круг Победа
Лагуна Сека
2005 Н. Хэйден К. Эдвардс Н. Хэйден
2006 К. Вермюлен Д. Педроса Н. Хэйден
2007 К. Стоунер К. Стоунер К. Стоунер*
2008 К. Стоунер К. Стоунер В. Росси
2009 Х. Лоренсо Д. Педроса Д. Педроса
2010 Х. Лоренсо К. Стоунер Х. Лоренсо
2011 Х. Лоренсо К. Стоунер К. Стоунер
2012 Х. Лоренсо Д. Педроса К. Стоунер
2013 Ш. Брадль М. Маркес М. Маркес
Индианаполис
2008 В. Росси В. Росси В. Росси*
2009 Д. Педроса Х. Лоренсо Х. Лоренсо
2010 Б. Спис Д. Педроса Д. Педроса
2011 К. Стоунер К. Стоунер К. Стоунер*
2012 Д. Педроса Д. Педроса Д. Педроса*
2013 М. Маркес М. Маркес М. Маркес*
2014 М. Маркес М. Маркес М. Маркес*
2015 М. Маркес М. Маркес М. Маркес*
Трасса Америк
2013 2:03.021 (М. Маркес) 2:04.242 (М. Маркес) М. Маркес*
2014 2:02.773 (М. Маркес) 2:03.575 (М. Маркес) М. Маркес*
2015  2:02.135 (М. Маркес) 2:04.251 (А. Ианноне) М. Маркес

*хет-трик

Рейни и Шванц (Лагуна Сека, 1991)