Формула 1 и MotoGP в сравнении

Формула 1 и MotoGP – Королевские классы четырехколесных и двухколесных видов гонок. Между ними часто проводят параллели, но что их действительно объединяет, а что рознит? Предлагаем разобраться.

Начнем с того, что у этих двух чемпионатов разное руководство. Формулой 1 руководит FIA — Международная автомобильная федерация, штаб-квартира которой находится в Париже. В MotoGP это FIM — Международная мотоциклетная федерация, ее головной офис расположен в Женеве.

Тем не менее, в обоих чемпионатах можно встретить большое количество одинаковых спонсоров, как например Philip Morris, которая поддерживает как Ferrari, так и Ducati. Стоит отметить, что эти две итальянские команды использует одинаковую раскраску – красного цвета. В рамках мероприятия Wrooom на горнолыжном курорте Мадонна ди Кампильо пилоты Ferrari и Ducati ежегодно встречаются.

Что касается коммерческих прав на оба чемпионата, то до 2006 года они принадлежали холдингу CVC Capital Partners. Однако в марте 2006 года Европейской Комиссией был принято решение об их разделении и права на MotoGP были полностью проданы испанской компании Dorna.

Стоит отметить, что нынешний коммерческий босс Формулы 1 Берни Экклстоун в начале 90-х годов стал также и владельцем MotoGP, но не надолго – из-за проблем с телевизионными правами он вынужден был отказаться и продал свои права Dorna. Сосредоточившись на Формуле 1 британец не прогадал – в прошлом году общий оборот чемпионата составил 800 миллионов фунтов стерлингов (€ 908 млн), в Dorna же успехом является одна четвертая от этой суммы. В целом доход как в MotoGP, так и в Формуле 1, зарабатывается одинаково – платы за право на проведение Гран-При, телевизионные трансляции, мерчандайзинг, и т.д.

Прежде всего, стоит отметить высокую разницу в плате за право на проведение Гран-При. К примеру, организаторы гонок в Сингапуре и Абу-Даби платят по 45 млн. евро, в MotoGP в среднем эта сумма составляет 2,8 млн. евро. Поэтому неудивительно, что Формула 1 все больше стремится к уходу из Европы, где владельцы трасс не всегда могут позволить себе такую цену, а в MotoGP, наоборот, в почете классические Эшторил, Херес, Мизано, Мюджелло.

Большая разница также и в ценах на билеты. В MotoGP они стоят чуть больше, чем 100 евро, в Формуле 1 эта сумма в три раза дороже. Достаточно привести пример – в нынешнем сезоне гонки двух чемпионатов на трассе Каталунья-Монтмело разделяли всего четыре недели. В MotoGP самый дорогой билет стоил 150 евро, в Формуле 1450 евро. Поэтому зачастую трибуны в Ф-1 не заполняются до конца.

Даже в той же Германии в нынешнем сезоне, несмотря на наличие шести немцев на старте, среди них действующий чемпион Себастьян Феттель, на гонку на трассе Нюрбургринг пришли всего 50000 болельщиков. В то время как в гонке MotoGP на трассе Заксенринг в нынешнем сезоне ситуация была обратной – 250000 зрителей в день гонки и это при том, что немецкие гонщики выступают лишь в младших гоночных категориях, самым многообещающим на данный момент является Штефан Брадль, ставший в нынешнем году чемпионом Moto2.

Похожая ситуация и в странах бывшего восточного блока — Гран-При Венгрии Формулы 1 в сезоне 2011 посетили 50000 зрителей, Гран-При Чехии MotoGP 155000.

А вот на Гран-При Великобритании тенденция была обратной – гонки на Сильверстоуне проходили с разницей в один месяц и счет составил 100000:73000 в пользу Формулы 1. Стоит отметить высокую популярность MotoGP в Испании, которая принимает у себя ни много ни мало четыре Гран При – в Валенсии, Хересе, Барселоне и Арагоне. Формула 1 также старается не отставать и сразу две ее гонки проходят в Испании.

Хотя источники доходов в Формуле 1 и MotoGP являются одинаковыми, их бизнес-модели все-таки отличаются. В Формуле 1 по Договору согласия половина от общего дохода распределяется между командами согласно их позициям в Кубке конструкторов. В MotoGP большинство команд сами ведут переговоры о распределении доходов. С остальными участниками, в большей степени командами классов Moto2 и 125cc, долю доходов обсуждает Международная ассоциация гоночных команд IRTA – аналог FOTA в Формуле 1. Причем речь, по слухам, идет о 10% от общего дохода.

Существуют различия также и в обслуживании СМИ. В MotoGP Dorna полностью на себя берет все заботы об аккредитации журналистов, в то время как в Формуле 1 FIA отвечает за печатные и интернет-издания, а FOA занимается аккредитацией радио и телевизионных СМИ.

Впрочем, дорогой Формула 1 является не только для зрителей, телевидения и владельцев трасс. Топ-команды Ferrari, McLaren, Red Bull тратят в год в среднем 284 млн. евро.

Бюджеты заводских команд MotoGP Honda и Ducati составляют 1/6 от этой суммы. Частные команды в отличие от Формулы 1 не обязаны разрабатывать собственные проекты и чуть больше, чем за 2 млн. евро могут покупать мотоциклы у заводов.

Несмотря на то, что MotoGP гораздо опаснее, ее участники зарабатывают гораздо меньше, чем их коллеги из Формулы 1. К примеру, семикратный чемпион Валентино Росси по контракту получает около 5,7 млн. евро, в три раза меньше, чем Михаэль Шумахер.

Да и сами мотогонщики меньше подвержены звездной болезни, чем пилоты Формулы 1. Как рассказывает бывший участник MotoGP Алекс Хоффман, двукратный чемпион MotoGP Кейси Стоунер в начале своей карьеры спал с трейлере. Более того, атмосфера на паддоке более свободная и оживленная в отличие от стерительности в Формуле 1. Это же подтверждают и люди, сумевшие поработать в обоих чемпионатах.

Что касается самих гонок, в отличие от Формулы 1, где дистанции составляет 305-310 км, в MotoGP это всего 120 км, по времени длина составляет всего 45 минут, но иногда событий хватает даже больше, чем в Ф-1.

«Здесь в два раза меньше колес, но удовольствие в три раза больше – вследствие этого MotoGP в шесть раз лучше», — шутит бывший представитель обслуживающего персонала Формулы 1, работающий ныне в MotoGP.