Ноймайстер: Нам предстоит понять, сможет ли KTM позволить себе MotoGP

Ноймайстер

С 22 мая сотрудники, партнёры, акционеры, поставщики, дилеры и клиенты Pierer Mobility AG и KTM AG испытали огромное облегчение: почти 600 миллионов евро были перечислены кредиторам в счёт оплаты 30-процентной доли, и 90-дневная процедура неплатежеспособности завершится в июне. Индийская группа Bajaj уже перевела почти 800 миллионов евро в этом году, чтобы спасти некогда крупнейшего производителя мотоциклов в Европе, и не позднее конца мая 2026 года заменит Штефана Пирера в качестве основного акционера. Было согласовано обязывающее опционное соглашение на приобретение пакета акций Пирера — цена будет находиться в заранее оговорённом диапазоне и, по всей вероятности, зависеть от показателей компании на момент реализации опциона.

На заводах KTM в Верхней Австрии царят облегчение и умеренный оптимизм. Однако до сих пор нет точных данных о том, сколько из запланированных 230 000 мотоциклов удастся действительно произвести и продать в 2025 финансовом году. Также неизвестны текущие запасы произведённой в 2024 году техники, которые осенью оценивались в 130 000 мотоциклов и должны быть сокращены с помощью скидочных акций.

Штефан Пирер, генеральный директор и председатель правления с момента поглощения KTM в 1992 году, покинет все свои посты в июне. Индийская сторона получит все акции группы Pierer в совместном предприятии Pierer Bajaj. Однако сделка ещё требует одобрения антимонопольных органов и комиссии по слияниям и поглощениям, что, скорее всего, станет формальностью.

Генеральный директор Готтфрид Ноймайстер заявил после спасения KTM со стороны Bajaj:

Нам дали возможность продолжить историю KTM. Наши текущие площадки, особенно главные заводы в Маттигхофене и Мундерфинге, останутся основой будущего успеха. Мы продолжим быть важным работодателем для всего региона. Получив этот новый шанс, мы испытываем глубокую благодарность и скромность по отношению ко всем, кто внутри и за пределами нашей группы сделал это возможным. Я хочу воспользоваться случаем и поблагодарить Штефана Пирера от имени всех, кто шёл с нами по этому пути. Он заложил основы одного из самых известных мотоциклетных брендов в мире с уникальным сообществом.

При этом не секрет, что ранее около 50% всех мотоциклов KTM, Husqvarna и GASGAS производились в Азии — преимущественно на заводах Bajaj, а частично — на мощностях CFMOTO в Китае. В Австрии ходят слухи, что может появиться ещё один известный инвестор, однако никаких конкретных имён пока не называлось. Однозначно это не будет Red Bull.

Сотрудничество между группой Pierer и стратегическим партнёром Bajaj началось ещё в 2007 году.

Bajaj останется в Австрии. Индийцы не стали бы платить 800 миллионов, если бы планировали перенести производство.

Неоспорим тот факт, что производство в Индии может обходиться до трёх раз дешевле, чем в Австрии. Однако в интервью газете Salzburger Nachrichten Ноймайстер подчеркнул преимущества австрийской базы:

Финальная сборка составляет лишь 6–8% от общих производственных затрат. Гораздо важнее — откуда поступают сталь и комплектующие.

Индийцы в основном закупают материалы в Азии, и KTM переняла эту модель после начала войны в Украине два года назад — из-за краха европейских цепочек поставок. Это снизило расходы, но также привело к значительным задержкам в поставках.

На протяжении десятилетий KTM считалась нишевым производителем, поскольку австрийцы специализировались в основном на внедорожных сегментах — мотокросс и эндуро, где они превосходили японцев по качеству, особенно в гоночных мотоциклах. С момента первой победы Геннадия Моисеева в классе MX 250 в 1974 году KTM завоевала 510 чемпионских титулов. Первый успех в мировом шоссейно-кольцевом первенстве пришёл лишь в 2012 году, когда Сандро Кортезе выиграл в Moto3.

И по сей день все внедорожные мотоциклы трёх брендов группы Pierer производятся в Австрии.

Мы побеждаем благодаря нашему опыту и страсти. И это не изменится. KTM останется независимой австрийской компанией и будет управляться из Австрии, независимо от владельца.

Новый руководитель KTM ранее основал авиакомпанию «fly Niki» для трёхкратного чемпиона Формулы 1 Ники Лауды, а позже работал в F1 в компании Do & Co, известной своим кейтерингом, включая обслуживание Paddock Club.

У KTM действуют контракты с Dorna, командой Tech3 и четырьмя гонщиками премьер-класса — Биндером, Акостой, Виньялесом и Бастианини — до конца 2026 года. Уже ведутся переговоры с Dorna о новом пятилетнем соглашении на период с 2027 по 2031 год, и проектирование новой 850-кубовой модели давно началось.

Может ли Ноймайстер представить себе новое соглашение до 2031 года на фоне убытков в 1,9 миллиарда евро в 2024 году?

Надо будет понять, сможем ли мы себе это позволить. Если Liberty Media действительно придёт, интерес к MotoGP ещё возрастёт. Поэтому я бы не стал принимать решение об уходе из чемпионата легкомысленно. Это нужно очень тщательно взвесить.

KTM дебютировала в премьер-классе MotoGP в 2017 году, и уже в 2020-м Брэд Биндер принёс первую победу на RC16 — на Гран-При Чехии в Брно. В 2021-м он выиграл в дождевых условиях в Шпильберге, а Мигель Оливейра добыл пять побед между 2020 и 2022 годами. Однако после победы в Таиланде 2 октября 2022 года KTM больше не выигрывала в премьер-классе. Ни один гонщик австрийской марки пока не поднимался в топ-3 чемпионата, а переход на карбоновую раму после ГП Мизано 2022 года не дал значительного улучшения.

В спринте в Сильверстоуне двукратный чемпион мира Педро Акоста стал восьмым — лучшим из гонщиков KTM, а в воскресенье он приехал шестым. Виньялес был 11-м (+11,3 с), Биндер — 14-м (+16,2), Бастианини — 17-м (+54,2). Обе команды KTM находятся под давлением. Акоста и его менеджер Альберт Валера не скрывают отчаянного желания получить от KTM мотоцикл, способный побеждать — то же самое говорят и остальные гонщики.

Ветеран KTM Брэд Биндер — чемпион мира Moto3 2016 и вице-чемпион Moto2 2019 на KTM — занимал 11-е, 6-е, 6-е, 4-е и 5-е места в чемпионате MotoGP за последние пять лет. Сейчас он лишь 14-й, уступая даже дебютантам Альдегеру и Огуре. Личный зачёт: 1. Маркес — 196 очков, 9. Акоста — 58, 12. Виньялес — 44, 14. Биндер — 33, 15. Бастианини — 31.

Похоже, KTM никогда не станет чемпионом мира MotoGP.

– недавно заметил менеджер одной из команд с многолетним опытом и проницательным взглядом на паддок.

Перед дебютом в 2017 году Штефан Пирер говорил:

Мы пришли не ради олимпийского принципа. Мы не хотим просто заполнять стартовую решётку, наша цель — стать чемпионами MotoGP. Мы терпеливы: ведь первые титулы на Дакара и в американском суперкроссе пришли только через 7–8 лет.

После того как Поль Эспаргаро занял 4-е место в сезоне 2021, Пирер поставил задачу бороться за титул в 2022-м. Но та битва осталась за Ducati и Aprilia. Кубок конструкторов-2025 сейчас: Ducati — 245, Honda — 110, Aprilia — 93, KTM — 88, Yamaha — 84.

Стратегия «Ready to Race» всегда была краеугольным камнем успеха брендов группы Pierer. Лозунг — «Победа в воскресенье — продажи в понедельник». KTM по-прежнему доминирует в Moto3: лидер чемпионата Даниэль Руэда из Red Bull KTM Ajo выиграл 5 из 7 гонок сезона, а его коллега по марке Анхель Пикерас (Team FRINSA — MTS — MSI) — остальные две. Руэда возглавляет зачёт с 141 очком, Пикерас — второй (87).

Цена акций Pierer Mobility в пятницу составила 19,34 евро. Пик был достигнут 23 декабря 2021 года — 89 евро за акцию после рекордной прибыли в 235 миллионов. Тогда рыночная капитализация группы была около 3 миллиардов. С тех пор стоимость Pierer Mobility снизилась на 685 миллионов евро, а оценка компании — примерно на 2,3 миллиарда. При минимуме в 7 евро рыночная капитализация KTM AG была всего 250 миллионов.

Ценовой диапазон покупки акций, которые Bajaj выкупит в течение 12 месяцев, держится в секрете. Эксперты оценивают диапазон от 7 до 20 евро. После почти года негативных новостей текущая цена акций отражает ожидания и спекуляции, но всё ещё на 47% ниже максимума за последние 52 недели.

По данным GPOne.com, Штефан Цёхлинг, недавно вошедший в правление и наблюдательный совет KTM, может быть уволен уже на ближайшем общем собрании акционеров, несмотря на его трёхлетний мандат. Причина — конфликт, возникший после того, как Штефан Пирер не выплатил Цёхлингу займ в 65 миллионов евро до 19 апреля. Цёхлинг потребовал 79 миллионов с процентами или равноценный пакет акций. Пирер затем перевёл средства. Сейчас идут приготовления к прекращению этого делового партнёрства.

Таким образом, беспокойства в Маттигхофене вряд ли скоро утихнут. Останется наблюдать, в каких областях новый основной владелец Раджив Баджадж начнёт сокращать расходы и какую стратегию он выработает совместно с Готтфридом Ноймайстером.