Ducati соглашается на новую систему концессий MotoGP «во имя спорта»

Паоло Чиабатти

Получается, что в соответствии с введением новой системы концессий MotoGP Ducati – пока единственный производитель, который будет подвергнут некоторым лишениям с начала 2024 года. Конечно, это может выглядеть совершенно справедливо, учитывая, что их байки выиграли все три титула – личный зачёт (Франческо Баньяйя), командный (Pramac Ducati) и Кубок конструкторой (Ducati) – второй сезон подряд. Не говоря уже о восьми мотоциклах на стартовой решётке, тогда как у конкурентов не более четырёх.

Yamaha и Honda, занявшие 4-е и 5-е (последние) места в Кубке конструкторов, получают от новой системы концессий максимальную выгоду, которая определяется не подиумами, а очками конструкторов. Менее 35 % максимального количества очков для Yamaha и Honda означает, что теперь они будут иметь право не только на «старый» набор уступок – частные тесты с пилотами, дополнительные замены двигателей, свободный апгрейд двигателей, а также больше «шальных карт» и обновлений аэродинамики, но и на новую льготу – дополнительные покрышки для частных тестов.

KTM и Aprilia, занявшие второе и третье места в Кубке конструкторов, также получат дополнительные тестовые покрышки и больше возможностей участия в гонках по «уайлд кард» по сравнению с этим сезоном.

Но для Ducati, единственного производителя, начинающего новый сезон в ранге А (в соответствии с принятым ранжированием), благодаря показателю в 96% от максимально возможного, изменения носят только отрицательный характер. На итальянском заводе не только будет сокращено до 170 тестовых покрышек (на 50 меньше, чем у KTM и Aprilia, и на 90 меньше, чем у Yamaha и Honda), но им также не будет разрешено участие в соревнованиях по «шальным картам». Спортивный менеджер Ducati Паоло Чиабатти отзывается об этих нововведениях:

Мы всегда говорили, что готовы найти решение, которое поставит производителей, находящихся в затруднительном положении, а именно двух японских производителей, в такие условия, что они смогут нагнать отставание.

Поскольку каждый из них подимался на подиум [в 2023 году], нынешняя система концессий не позволила бы им получить дополнительную помощь [в 2024 году].

Мы хотим провести чемпионат, в котором каждый производитель будет иметь равные шансы быть конкурентоспособным. При прежних правилах было бы очень сложно [догнать] из-за ограниченной разработки двигателя, аэродинамики и отсутствия тестов с заводскими пилотами.

Ducati, Aprilia, KTM и Suzuki (покинувшая MotoGP в конце 2022 года) прошли через старую систему концессий, созданную после того, как Honda и Yamaha согласились предоставить технические льготы своим борющимся соперникам в 2014 году. Теперь роли поменялись. Чиабатти рассказывает:

[Старая система концессий] была принята в другую эпоху MotoGP, когда лидерами были японцы. Теперь ситуация изменилась, Ducati находятся в привилегированном положении, остальные европейцы очень близки [к ним], и двум японцам по какой-то причине нужно догнать их и вернуться туда, где они должны быть.

Значит, где-то нужно смириться с тем, что нас слегка «оштрафуют». В конце концов, [у нас] не будет «шальных карт», и будет ограниченное количество покрышек для тестов, а для других будет больше свободы.

Ducati смогут получить доступ к «уайлд кард» (и тестовым покрышкам) после летнего перерыва 2024 года. Ключевым фактором в достижении соглашения с Ducati было то, что новая рейтинговая система будет пересчитываться дважды за сезон. Это означает, что если Yamaha или Honda быстро улучшатся на ранних этапах 2024 года, они смогут воспользоваться полным спектром преимуществ категории D только до летнего перерыва.

Это также означает, что Ducati потенциально могут вернуть себе доступ к «уайлд кард» (и большему количеству тестовых покрышек) ко второй половине 2024 года, если их рейтинг опустится до B (ниже 85% от максимального количества конструкторских баллов) или ниже к следующему контрольному моменту.

Теоретически возможно перейти с рейтинга A на D или перейти с D на A за один ход. Чиабатти уверен:

Новая система будет пересматриваться два раза в год, поэтому эти преимущества не доводятся до крайностей. Просто выйти на уровень ведущих производителей. Поэтому во имя спорта мы принимаем эту новую систему, которая, мы надеемся, ускорит восстановление японских брендов.

Много раз у нас были гонщики на подиуме, и нам всё ещё хотелось бы продолжать это делать, но, возможно, при более жёсткой конкуренции это доставит нам ещё большее удовлетворение.

Конструкторские очки присуждаются только лучшему мотоциклу каждой марки в каждой гонке – спринте и Гран-При. Распределение уступок в рамках нового формата рейтинга предполагает, что MotoGP стремится к тому, чтобы все производители в конечном итоге получили либо рейтинг B, либо C. Различия между B и C – это количество тестовых покрышек (190 против 220) и «шальных карт» (3 против 6). В настоящее время ни один производитель не относится к рангу B.