VR46 и Aramco: так была сделка или нет?

Валентино Росси было весьма неутно, когда в четверг на видеоконференции Zoom перед ГП Испании журналисты набросились на него с вопросами о титульном спонсоре его команды VR46.

В среду саудовская компания Tanal Entertainment Sport & Media — она принадлежит принцу Абдул-Азизу бин Абдулле Аль Сауду из правящей династии, — заявила, что в 2022 — 2026 годах поддержит команды Росси в MotoGP и Мoto2, причем её титульным спонсором будет нефтедобывающий гигант Saudi Aramco (№1 в мире), а название будет звучать как ARAMCO Racing Team VR46.

При этом в пресс-релизе не было комментариев представителей самой Aramco, как и Росси или кого-то из VR46. Согласно информации Motorsport и других ведущих СМИ чемпионата, нефтяники из Саудовской Аравии только в момент пресс-релиза узнали, что возьмут на баланс команду MotoGP. Словно их подключили без их согласия…

Официально: VR46 вступает в MotoGP на 2022-2026 годы с саудитами за спиной

Кажется, с этим объявлением что-то пошло не так. Пускай 5-летний контракт с саудитами — это не начало, а продолжение сотрудничества (Tanal Entertainment Sport & Media спонсирует VR46 уже с 2021-го после первичного знакомства в 2019-м), подключение Aramco к проекту прошло не совсем типично.

Обычно в пресс-релизе содержатся цитаты всех сторон, однако здесь не было ни Aramco, ни VR46. К испанскому Гран-При эти компании официально даже не комментировали заявление Tanal Entertainment Sport & Media.

С другой стороны, сам Доктор в четверг был удивлен слухами, что на самом деле никакой сделки 2022 — 2026 с Aramco нет, но по другой причине: «Мы знаем, у нас сделка с Aramco на создание команды. Я искренне не знаю, почему Aramco говорят, что не знают!».

Желающим добыть подробности странноватого союза Росси в четверг мало что объяснил. Деловые вопросы, как всегда, лежали на его правой руке, гендиректоре VR46 Альберто Тебальди, и Доктор глубоко в них не вникал: «Нет, я с ними не говорил. Я всё-таки пилот, об этом и думаю. Ясно, я вовлечен, раз VR46 вовлечена, но большего не знаю».

Саудовская Аравия с прошлого года оплачивает организацию ралли-марафона «Дакар», так же в эту страну приезжает Формула-Е, и новая внедорожная электросерия Extreme E. В 2021-м в Формуле-1 должен появиться первый в истории ГП Саудовской Аравии на треке Jeddah Street Circuit.

Росси: Гонять за свою команду? Очень трудно, но возможно

И всё же в среду новость о вливании саудитских денег в проект VR46 вызвали много отрицательных комментариев в соцсетях, завязанных на проблемной ситуации с правами человека.

Как утверждает организация Human Rights Watch, у Аравии полный набор признаков «плохого» государства: систематические унижения её мусульманских нацменьшинств, незаконные убийства, пытки политзаключенных, цензура, вмешательство в частную жизнь, и так далее. До 2020-го там практиковалась смертная казнь для несовершеннолетних преступников.

Доктор столкнулся с довольно популярным мнением, что «диктаторские» государства, привозя себе международные соревнования, просто «отмываются спортом» от сомнительного образа на мировой арене.

Комментируя это, Росси указал на активность саудитов в спорте, которая кроме Формулы-1 или MotoGP охватывает например футбол. Кроме того, финансы Aramco фактически спасли проект VR46 в MotoGP, который в этом году лишь арендует байки Ducati у команды Avintia для Луки Марини. Это всё, на что хватило ресурсов у его и без того влиятельных партнеров Sky TV и Monster Energy.

«А потом, в остальном посмотрим. Может, сможем что-нибудь сделать с ситуацией [с правами человека], но с нашей точки зрения наши отношения ради вот этого [MotoGP]», добавил 42-летний гонщик Petronas SRT, желающий остаться в малазийской команде на следующий сезон.

Сотрудничество с саудитами шире MotoGP, подтвердил Росси в четверг. Так, в этот проект входит сооружение тематического парка развлечений VR46 наподобие того, что есть у Ferrari в Абу-Даби, ОАЭ. Ferrari World является крупнейшим в мире парком в крытом помещении, и Доктор мечтает о чем-то подобном.