Форкада: Морбиделли может стать чемпионом, Мир — только повторить

Фабио Квартараро провалил попытку стать первым чемпионом от независимой команды премьер-категории после Валентино Росси в 2001-м. Символ надежд Petronas SRT Yamaha трижды был на вершине подиума в 2020 году, пока не потерял спортивное хладнокровие и не очутился 8-м.

Зато мячик его соседа Франко Морбиделли почти докатился до лунки. Самый сильный ученик Академии VR46 собрал так же 3 победы, и вопреки 3 сходам (1 поломка двигателя и 2 падения), стал вице-чемпионом на 3 кампанию MotoGP. Чемпион Жоан Мир из заводской Suzuki опередил римлянина на 13 баллов.

Коллектив Разлана Разали показал, что спутниковые команды сегодня на острие чемпионата, как во времена молодого Росси. Если Морбиделли в этом году завершит дело, начатое тогда Квартараро, и станет королем MotoGP, его шеф-механик Рамон Форкада не удивится. 26-летний пилот головой и телом готов к такой задаче, сказал он в интервью DAZN.

Квартараро попытает счастья в официальной Monster Energy Yamaha, тогда как Морбиделли остался на прежнем прототипе М1 2019 с маленькими доработками 2020 и 2021 годов.

Прошлой зимой неожиданно для себя римлянин стал трудоголиком физических тренировок — этот пинок ему придал довольно унизительный проигрыш Фабио годом ранее, когда новичок собрал 7 подиумов и 6 поулов, а он — ни того, ни другого. Соединение глубоких познаний Форкады в MotoGP (31 год в чемпионате, 3 титула с Лоренсо) с упорством «нового» Морбиделли окупилось в 2020-м, и должно еще раз окупиться теперь:

Франко готов к титулу. В любом случае, хуже, когда ты чемпион — ты можешь только стать им повторно, а это самое трудное [смеётся]. Мы можем сделать один шаг к улучшению, а другие — просто сделать шаг, так что не нам хуже всего.

Лидер недавних тестов в Катаре Джек Миллер подозревает Морбиделли в «прятках»: в общем протоколе пилот Petronas SRT был 4-м позади Виньялеса и Квартараро, но на ГП Катара 28 марта вполне может обойти коллег, уверен Джек, ведь на гонках его самоотдача обычно выше тестов.

3-кратный чемпион MotoGP Хорхе Лоренсо придерживается того же мнения. Из всех пилотов на Лосаиле он видит в Морбиделли наибольший потенциал относительно показанного.

В прошлом чемпионате Франки много вещей сделал впервые — попал на подиум MotoGP, взял поул-позицию, показал быстрый круг, победил. Были и неудачные гонки вроде Мизано-2 и Валенсии-1 с 9 и 11 местами соответно. Сезон без провалов — ключ к титулу, говорит Форкада:

Надо искать постоянство. Если мы сможем провести все гонки как последние 5, здорово. Он подготовлен, тем более если посмотреть, как он провел концовку сезона. И если всё, что «Ямаха» пробовала, если все привезённые ею компоненты уже рабочие, то возможности есть. Психологически Морбиделли готов.

Для катарских тестов Yamaha выделила Морбиделли много приятных мелочей для его М1, хотя это её единственный незаводской пилот. Римлянину дали испытать более широкий обтекатель, как и Росси, поставили облегченную углеволоконную вилку Ohlins, и каким-то образом почти довели «замороженный» на 2020 — 2021 годы двигатель до мощности остальных М1.

Возможно, здесь Франки повезло больше всех. Как и прошлый год, этот он начнет на детально изученном мотоцикле с давно выставленной базовой настройкой. Одно это избавляет бригаду #21 от большой головной боли:

Есть много новых частей, но нет крупных изменений. Нет ни V-двигателя, ни многотрубчатого шасси. Есть много мелочей, вместе с которыми можно шагнуть вперед. При всём этом мы должны иметь в виду, что нам и не нужен большой шаг вперед. Мы начинаем с мотоцикла, который не является катастрофой во всех областях. Мы начинаем с мотоцикла, который работает.

На тестах Морбиделли подметил забавную черту своего друга и наставника: иногда Росси в упор кричит на своих механиков, забывая, что уже снял беруши — обязательный атрибут для шумного гаража у пит-аллеи с рычащими моторами.

По мнению Форкада, внутри Petronas SRT не будет напряжения из-за того, что напарники всегда видят друг в друге главных соперников. Франки и Вале познакомились в Тавуллии за много-много лет до того, как стали делить треки, их отношения не испортить:

Что до команды, если говорить о том, что Росси значит для этого бизнеса, это будет время впустую. Это нам и так известно.

Эти пилоты дружат. В истории это что-то новенькое: если посмотреть на чемпионат, мало где такое есть, друзей не так много. Но они оба умные и знают, что это спорт индивидов. 22,5 часа в сутки у них может быть дружба, товарищество, и что хотите, но 1,5 часа на треке каждый будет заниматься своим делом.

В гранприйной истории Yamaha не было более успешного ездока, чем Росси с его 4 титулами. Но в прошлом году звездой «камертонов» стал не он, а вице-чемпион Морбиделли. Доктор закончил кошмарный (из-за 2 поломок двигателя и заболевания «ковидом») сезон на 15 позиции. Petronas SRT всё же рассчитывает выгодно использовать на треке обоих:

Одному 42 года, другому 26, они в разных положениях. Один ближе к пенсии, другой идёт вверх. Задачи будут теми же, но возможности изменятся. Может, опыт Росси поможет «Ямахе» и команде улучшить байк и динамику.

В прошлом году кроме первой гонки на треке не было действующего чемпиона. Марк Маркес пропустил всю кампанию, пока разбирался с переломом правой плечевой кости. Сейчас он готов напомнить о себе — гонщик Repsol Honda усердно тренируется на треке, воздухе и в спортзале, чтобы, вероятно, попробовать свои силы на ГП Катара. В его лице Морбиделли получит мощного соперника, но лучше с ним, чем без него, считает Рамон:

Очевидно, возвращение Марка — хорошие новости для всех, для чемпионата, для других пилотов, команд и остальных. Это не в нашей власти, да у нас и нет сведений, когда это может случиться. Надеюсь, скоро.