Техдиректор Aprilia растолковал различия между RS-GP 21 и RS-GP 20

С технической точки зрения Aprilia откала прошлый сезон на тестовом «муле» вместо нормального прототипа. С иголочки новый RS-GP 20 впервые выехал на трек в феврале на Сепанге позже всех в MotoGP, в апреле техрегламент уже был заморожен на 2020 — 2021 годы. В паре с урезанием тестовой программы из-за коронавирусной обстановки мул едва ли эволюционировал.

Годом спустя 4 марта компания из Ноале показала на Лосаиле его «правильную» версию — всесторонне доработанный RS-GP 21. Команда технического директора Aprilia Racing Романо Альбезиано оставила основные черты RS-GP 20 вроде 90-градусного мотора V4 (ранее был неудобный в компоновке 70-градусный) и «формульного» переднего спойлера, зато перекопала остальные области — от маятника до целиком переработанного подрамника/седла и иначе расположенной выхлопной системе Akrapovic.

Как всегда «оптимистичный в начале сезона» Алейш Эспаргаро так и не дотянулся до подиума на RS-GP 20, хотя испанца разрывало от радости после зимних тестов. Великолепно проработанное шасси давало ему устойчивый вход в поворот и поддержание скорости в наклоне, но когда надо было выпрямляться и налегать на дроссель, RS-GP «стоял на месте»: даже при недостатке лошадиных сил переднее колесо всё равно задиралось в воздух и портило ускорение.

Директор Aprilia Racing Массимо Ривола после презентации уверял, что фабрика в Ноале подтянула всё, на что жаловался Эспаргаро вместе с тестерами Брэдли Смитом и Лоренцо Савадори… кроме двигателя — отдачи снова не хватает:

Когда сокращаешь разрыв, в это всегда замешано всё. Думаю, в прошлом году Suzuki, возможно, был не лучшим в каждом отдельном аспекте, но очень хорошим уравновешенным байком.

Я думаю, с точки зрения аэродинамики мы сделали огромный шаг. Я думаю, что мы на очень высоком уровне, может быть, одном из лучших на решетке.

По шасси у «Априлии» очень позитивные исторические корни. В электронике мы сделали хороший шаг, но мы знаем, что у нас есть запас, и мы трудимся над этим с людьми, чтобы поддержать эту работу.

Я думаю, что на данный момент двигатель — это слабое место. Ребята-двигателисты проделали отличную работу, потому что всего за полтора года мы полностью перешли с 70- на 90-градусный V.

Впервые RS-GP 21 выехал на трек в конце прошлого года, а не начале этого, когда в феврале на частных тестах его заметили «шпионы» журналистов. Так что перед проверочным тестом в Катаре 5 — 7 марта (за ним идет официальный 10 — 12 марта) у свежего RS-GP 21 есть базовый километраж, уточняет Альбезиано:

В этом году мы меняем голову блока, то есть мы многое меняем. Нам понадобится еще немного времени, чтобы развить двигатель и еще раз испытать его на стенде.

Мы протестировали прототип нового байка в конце прошлого года в Хересе, и затем еще раз в Хересе несколько недель назад, и оба этих теста были очень положительными.

Я думаю, что хорошим моментом будет управляемость, водимость. Динамические характеристики мотоцикла в прошлом году были довольно хорошими, и кажется, что в этом году они сильно лучше. И пакет динамики мотоцикла и аэродинамики.

Кроме того, двигатель, водимость и передача крутящего момента, кажется, тоже стали большим шагом, подобно сделанному в 2019-2020 годах.

Так что я думаю, у нас не должно быть каких-то правда слабых мест. Но если совсем честно, я был бы полностью удовлетворен некоторым улучшением пиковой мощности, и надеюсь, эту цель мы поразим в этом сезоне.

События 2020 года покромасли эволюцию RS-GP 20. Марка не сумела воспользоваться послаблениями регламента, чтобы развивать мотор и аэропакет. Эти возможности «разморозились» только в новом сезоне:

Для аэродинамики прошлогоднего мотоцикла была разработана вторая версия, но так было нельзя по регламенту из-за пандемии. То есть мы гоняли весь прошлый сезон с конфигурацией с низкой прижимной силой, и предполагалось, используем её всего на паре гонок. Теперь в этом году у нас была возможность подогнать её. Для меня это одна из самых важных вещей.

Согласно правилам, мы можем использовать аэроконфигурацию 2020 года плюс другую конфигурацию. Но мы далеко шагнули между 2020 и 2021 годами, поэтому у нас будет только один вариант на 2021 год.

Инженеры так хорошо «откачали жир» из RS-GP 20, что минимальная масса RS-GP 21 даже ушла за нижнюю планку FIM в 157 кг (сухой вес). Чтобы не остаться без омологации, после постройки пришлось добавить немного массы, и подумать, как распределить её без нарушения развесовки, говорит Романо:

Вес уменьшен. Мы впервые явно ниже минимального веса, поэтому можем поиграть с небольшим балластом и некоторыми дополнительными устройствами, не слишком увеличивая вес.

У двигателя новые головки цилиндров с более современным замыслом. Задний маятник из карбона, мы снова уменьшили вес и открыты к улучшению характеристик жесткости. А седло важно, потому что оно влияет на вибрационные характеристики мотоцикла.

В прошлом мы много раз страдали от болтанки. Вероятно, мы поняли некоторые основные замыслы, связанные с жесткостью седла, которые позволят нам избежать подобных проблем в будущем.

Теоретически этот байк лучше прошлого, поэтому разрыв должен сократиться еще сильнее. Мы надеемся, это означает, что разрыв равен нулю! Но мы не узнаем, пока не выйдем на трассу.

Значительная часть бюджета программы MotoGP завязана на саму Aprilia. Она ведёт разработку мотоцикла, оплачивает услуги гонщиков, оставляя на Gresini Racing функционирование гаража на Гран-При. У компании так и не появился титульный спонсор, в то время как проект Honda полагается на финансы Repsol, KTM — на Red Bull, Yamaha — на Monster Energy, Ducati — на Marlboro и Lenovo.

Тем не менее, новые партнёры поднимаются на борт проекта, замечает Ривола. То, что Aprilia остаётся на дне кубка конструкторов, не значит, что эту разницу не преодолеть. Гоночный бюджет, выделяемый материнской корпорацией Piaggio Group — это не проблема:

Думаю, шаг за шагом мы дойдем до вершины. До нее еще далеко, но я лично думаю, она намного ближе, чем сейчас кажется. Если байк хорош, как я ожидаю, думаю, мы сможем показать, что для состязательности нам огромный бюджет не нужен.

Я бы хотел подчеркнуть, что в такой трудный год мы вообще-то заполучили 3 новых партнеров вроде Castrol, Came, Kaspersky. Это значит, работа и взятое нами направление не совсем неверные.