Слухи: Yamaha всё же попалась на вранье с клапанами?

Внутренний недосмотр, который послужил запалом для «клапанного» скандала Yamaha — это не вся правда, утверждает швейцарский портал Speedweek. Объясняя подноготную спортивного штрафа FIM на ГП Европы, директор Yamaha Motor Racing Лин Джарвис кое-что обошел стороной.

Вслед за техническим расследованием FIM было объявлено наказание: производитель лишается 50 очков, заводская команда — 20, спутник SRT — 37. Такова плата за пользование незаконными двигателями на открытии сезона. У «камертонов» забрали очки с ГП Испании, когда стало известно, что в 4-цилиндровых рядных агрегатах М1 использовались клапаны 2 версий — омологированных и нет. Наказание относилось к последним — именно с них и начала сезон Yamaha.

Джарвис рассказал, почему клапаны 20 двигателей (по 5 на каждого пилота) разделились на омологированные и нет. Предыдущий поставщик прекратил их изготовление в 2019-м. Так как последней партии Yamaha хватало всего на 12 агрегатов, пришлось размещать дополнительный заказ у другой компании.

Из объяснения англичанина-управленца следовало, что так как заказ подразумевал выпуск тех же деталей, инженеры в Японии пришли к выводу, что им не нужно уведомлять об этом союз производителей MSMA. Если свежак 2020 года соответствовал двигателю-образцу по всем параметрам, тогда зачем поднимать вопрос?

Однако инженеры из Иваты просчитались. Независимая техническая экспертиза в итальянском универстите Падуи — кстати, на ней настояла сама Yamaha, — выявила, что у новых клапанов другой, менее твёрдый титановый сплав, нежели в одобренном двигателе-образце. Только по одной этой причине на Yamaha следовало наложить спортивный штраф, что и было приведено в исполнение перед ГП Европы.

Производители не должны использовать в двигателе разные детали одного вида, говорит регламент:

Одобренный двигатель MotoGP — это тот, в котором все опечатанные части идентичны во всех отношениях опечатанным частям, включенным в двигатель-образец, доставленный техническому директору MotoGP.

Перед ГП Австрии Yamaha пыталась получить разрешение MSMA на замену «плохих» клапанов, а через неделю на ГП Штирии отозвала. Тогда инженеры марки поняли, что красная черта пройдена. Уже не было смысла убеждать соперников в том, что клапаны одинаковые, а их замена — просто вопрос безопасности.

В MSMA крепко призадумались, какую игру ведёт Yamaha, если даже не может (или не хочет?) предоставить им подробную техническую документацию для сравнению деталей 2 версий.

Однако экспертиза, организованная техническим директором MotoGP Дэнни Олдриджем, выявила еще кое-что, о чем не рассказал ни Джарвис, ни какое-либо другое официальное лицо. По данным Speedweek, неомологированные клапаны не просто были на 50% менее твёрдыми — у них даже геометрия была другая! В отличие от омологированных, геометрия незаконных отличалась на 5 градусов. Где именно были замерены эти 5 градусов, не уточняется.

Инженеры Yamaha определённо должны были быть в курсе, когда собирали двигатели 2020 года до их омологации. Отклонения в твёрдости материала — совсем не редкость в механической инженерии. Либо изготовитель, либо сама Yamaha должна была узнать о такой существенной разнице, не говоря о различной геометрии — её наверняка можно увидеть на глазок.

В итоге, эти детали явно контрастировали с заявлениями самой Yamaha, что в её моторах одинаковые клапаны, но от разных производителей. Различия в твёрдости и геометрии — это уже серьезнее.

Можно ли считать это «творческим подходом» инженеров, которые втихаря начали сезон с разными версиями двигателей? Сложно сказать. В конце концов, все эти подробности всплыли с подачи самого производителя. На ГП Штирии Джарвис впервые открыто признал, что у Yamaha разные версии клапанов, а где-то перед ГП Европы сама Yamaha попросила Олдриджа устроить клапанам техническую экспертизу. Подразумевалось, так она докажет свою правоту, но оказалось наоборот.

Если бы Yamaha намеревалась скрыть от посторонних глаз эту историю, ей бы это наверняка удалось. Но соперники по MotoGP постепенно начали замечать несоответствия в её же комментариях касаемо надежности двигателя. Например, после поломок 3 двигателей на 2 этапах в Хересе одни её пилоты отрицали, что в целях надежности у всех агрегатов слегка занижены предельные обороты, тогда как Валентино Росси в Австрии сказал, что это правда так.

Кроме того, в таблицах использования двигателей, которые доступны всем производителям после каждого Гран-При, таинственнее всех смотрелась именно Yamaha. После злополучного Хереса-1 она прекратила использовать те агрегаты, с которыми начинала сезон, за исключением нескольких сессий Маверика Виньялеса и Франко Морбиделли в Австрии-1.

Было похоже, Yamaha что-то скрывает, ведь из линейки были изъяты не только 3 сломанных мотора, но еще 5 свежих. Кто просто так решится «выкинуть» сразу 8 моторов? Немного времени прошло, прежде чем выяснилось, что Yamaha отложила в сторону неомологированные моторы, и поставила себе задачу выжать максимум возможного из законных 12 моторов.

Однако что и осталось странным, так это формулировка наказания. «Камертоны» получили штраф за нарушение технического протокола MSMA (неполучение разрешения на внесение изменений), но не за сами незаконные двигатели. Фабио Квартараро сохранил свои 25 очков за победу в Хересе-1, Маверик Виньялес — свои 20 за 2 место.

Если незаконность моторов доказана, а сам производитель не подаёт протест, почему пилотские очки были сохранены? Возможно, Dorna решила прикрыть глаза на нарушение, дабы сохранить интригу в чемпионате. Перед ГП Европы Виньялес и Квартараро входили в топ-3 зачёта за Жоаном Миром. Штраф отбросил бы их назад.

Возможно, на то были другие причины, которые сейчас неочевидны. Сначала Yamaha сама себя подвела к разоблачению, рассыпая в эфире противоречащие друг другу комментарии, а затем, когда дело дошло до штрафа, странно повели себя уже соперники.

К примеру, хотя Давиде Бривио из Suzuki и Паоло Чиабатти из Ducati не были довольны тем, что пилоты Yamaha увернулись от штрафа, никто из MSMA не стал подавать протест стюардам FIM и просить о более жестком наказании.

Действительно ли соперников возмутил «легкий» штраф Yamaha, или это была игра на публику? И если да, что еще скрывается за кулисами этой истории? Чем больше подробностей, тем больше слухов…