Джарвис: Жаль, люди не верят Yamaha, хотя мы говорим правду

Управляющему директору Yamaha Motor Racing Лину Джарвису текущий ГП Европы, наверное, добавил седых волос. 58-летнему англичанину приходится держать удар, ведь его команда в центре скандала. Yamaha лишилась аж 50 очков в кубке конструкторов из-за «внутреннего недосмотра», у Monster Energy Yamaha отобрали 20 очков в командном зачете, у Petronas SRT — 37. Лишь гонщикам удалось избежать пенализации.

В четверг союз производителей MSMA потребовал у Группы стюардов FIM вынести Yamaha спортивное наказание. К такому выводу союз пришел после таинственного технического разбирательства накануне 12 этапа сезона, на котором выяснилось, что компания из Иваты нарушила технический протокол MSMA.

Корнем проблемы были клапаны двигателей М1 двух разных версий. Те, что были установлены в омологированный двигатель-образец (все производители перед стартом сезона сдают такие техническому директору MotoGP Дэнни Олдриджу), не соответствовали клапанам в 8 агрегатах Маверика Виньялеса, Валентино Росси, Франко Морбиделли и Фабио Квартараро. При этом клапаны остальных 12 моторов были теми же, что в образце.

Как разъяснил Джарвис в пятницу, Yamaha действительно проявила неуважение к регламенту, и признаётся в этом (марка не стала подавать протест). В то же время это было сделано по собственной невнимательности, а не в попытке нечестно набрать мощь двигателя. Клапаны обеих партий идентичны друг другу по всем характеристикам, подчеркнул англичанин, 8 «плохих» моторов М1 не были быстрее 12 «хороших».

В такое положение Yamaha загнал постоянный поставщик клапанов. В 2019-м компания из Иваты узнала, что он прекращает производство этих деталей, в запасах остались лишь клапана для 12 агрегатов. Чтобы собрать остальные 8, Yamaha разместила заказ у компании, с которой ранее не работала. Этот поставщик изготовил детали по другой, менее качественной технологии.

Yamaha слишком поздно поняла, что остальные члены MSMA не будут разделять её точку зрения на одинаковость деталей. Когда марка на ГП Штирии отозвала заявку на разрешение вскрыть 8 двигателей и поставить туда «хорошие» клапаны (новый поставщик почему-то не сумел предоставить технические данные, чтобы заявку одобрили), она уже понимала, что теперь раскрытие правды — это вопрос времени. Хотя вопрос, почему наказание настигло Yamaha только перед ГП Европы, а не после ГП Штирии или ГП Андалусии, остаётся в серой зоне этой истории.

«Плохие» двигатели Yamaha использовала только в Хересе-1 (все пилоты) и Австрии-2 (Виньялес, Морбиделли), на остальные этапы сезона четверке «камертонов» остались лишь 12 агрегатов из 20.

Маверик Виньялес здесь пострадал больше всех: в Хересе-2 у него не только изъяли проблемный двигатель, который странно шумел в Хересе-1, но и забрали 2 других «плохих». Виньялес провел 6 этапов подряд — с Мизано-1 до Арагона-2, — всего с 2 двигателями, а теперь и они набрали предельный километраж. На ГП Европы испанцу поставили свежий двигатель №6. За это ему придётся расплатиться стартом с пит-лейна в это воскресенье. Титульные надежды гонщика на 3 месте зачёта рухнули.

В официальном интервью Джарвис добавил в этот рассказ множество ценных подробностей, чего не удосужилась сделать судейская группа FIM во главе с Фредди Спенсером. Под «техническим недосмотром», который спровоцировал главный скандал MotoGP последних лет, имелось в виду следующее:

Мы всё-таки принимаем это наказание, потому что мы допустили ошибку при планировании сезона. Я счастлив, что ездоков не наказали, потому что если кого и задевала эта история, то ездоков.

На деле, вопрос в техническом несоответствии протоколу, что не имеет никакого отношения к динамике байка. В смысле, клапан-А или клапан-Б одинаковые в плане динамики, так что я правда не думаю, что ездоки на этом что-то набрали. Но факт есть факт, так что…

Знаете, всё это началось уже в Хересе. Я бы сказал, это началось до Хереса из-за ошибки в планировании Yamaha Japan. То есть мы в Yamaha Japan в этом году планировали использовать двух разных производителей клапанов с одинаковыми характеристиками.
В прошлом году, когда мы заказывали запчасти, мы поняли, что поставщик собирается прекратить производство этих клапанов.

С этого момента мы решили, скажем так, изготовить у другого поставщика клапаны с такими же характеристиками. Вот как всё было. Случилось вот что: клапаны из двигателя-образца были клапанами, которые мы планировали использовать позже в сезоне, потому что наши инженеры сочли эти клапаны такими же.

И на деле, тот факт, что два разных производителя… Наверное, там были мелкие различия по составу клапанов. И технически их нельзя считать одинаковыми. Вот здесь «Ямаха» в Японии допустила ошибку в суждениях, потому что она искренне считала, что у нас одинаковые клапаны, просто от разных производителей.

И многие люди сейчас в это не верят, что жаль, потому что иногда… Знаете, в этом мире иногда приходится трудно, потому что ты говоришь, как наяву, а люди тебе не верят. Но это из-за ошибочного планирования перед сезоном.

В четверг перед ГП Европы, еще до вынесения вердикта FIM, в паддоке уже началось жужжание. Так как достоверной информации о проведенном расследовании практически ни у кого не было, ходили слухи, что Yamaha втайне сорвала пломбы с 8 «плохих» моторов, и заменила в них клапаны на омологированные. Таким образом марка как бы «подстраховалась» на случай, если именно эти агрегаты будут изъяты для будущих инспекций FIM.

На самом деле, говорит Джарвис, никакой замены не производилось, пломбы с двигателей не удалялись. У Yamaha всё равно не было запасного ящика «хороших» клапанов, ведь их изготовление остановилось в 2019-м. Если бы MSMA одобрила заявку, некачественная партия-Б просто сменилась бы на качественную:

Мы вообще-то никаких клапанов ни в каких двигателях в этом году не меняли. Двигатель-образец для этого сезона был оснащен использованными клапанами, скажем так, клапанами «версии-А». Но сезон мы начинали с восемью двигателями с клапанами «версии-Б». Это было невинное недопонимание регламента.

Затем у нас произошел технический отказ [в Хересе], и когда мы расследовали, мы обнаружили, что клапаны-Б не только отличались от двигателя-образца, но и были технически неисправны. Какая-то непрочность — партия производилось по другой процедуре.

Вот почему мы обратились в MSMA с просьбой заменить клапаны. Нам не удалось получить свидетельство от поставщика клапанов, поэтому мы отозвали это заявление и стали искать другое решение [занизив предельные обороты двигателей].

Но мы с самого начала были прозрачны в том, что хотим использовать другие клапаны, которые идентичны, и тогда «красный огонек» стал для нас предупреждением, что эти клапаны могут счесть разными.

Итак, мы приостановили использование двигателей [с Хереса], кроме практик и квалификации в Австрии у двух гонщиков [Виньялеса и Морбиделли]. Тогда все наши двигатели, кроме первоначальных восьми, были оснащены типом-А.

То есть ошибка была допущена с протоколом, потому что никакого преимущества набрано не было. Нам следовало спросить разрешения… Но клапаны мы не меняли.

Нам отказали [в MSMA], и это значило, что нам, в общем-то, пришлось убрать эти двигатели на целый сезон. В общем, очень неудачное стечение обстоятельств. На наши плечи всё свалилось еще на первом ГП. И с одной стороны я счастлив, что наконец-то всё разрешилось…

Хотя объяснение Джарвиса звучит довольно убедительно, наказание спровоцировало в паддоке взрыв негодования. Давиде Бривио из Suzuki и Паоло Чиабатти из Ducati сочли штраф слишком мягким, ведь у пилотов забирать очки не стали. Однако в Хересе-1 Фабио Квартараро выиграл гонку на незаконном двигателе, а Маверик Виньялес стал 2-м.

Гонщики-соперники тоже не стеснялись в выражения. Лидер чемпионата Жоан Мир назвал это решение «спорным«, Андреа Довициозо метко подметил, что в этой истории слишком мало деталей и потому она кажется «странной».

Авторами одним из наиболее едких комментариев стали братья Маркесы, оба из Repsol Honda. Марк разместил твит «Теперь выясняется, что пилоты не пользуются выгодой технических преимуществ. Ну и геморрой (андалусское разговорное выражение Tela marinera).

Алекс в пятницу рассказал, что «Yamaha всё-таки жульничала, и это было не по регламенту». И добавил, что пилоты на М1 заслуживают наказания не меньше, потому что они отлично знали о состоянии двигателей.