Йокояма: Примерно из 100 обновлений 90 были ошибочными

Группа инженеров Такео Йокояма несколько раз сверху донизу перетрясла Honda RC213V, прежде чем прототип снова стал призёром MotoGP. Пока Алекс Маркес не выцепил 2 место на влажном ГП Франции, Honda провела 8 гонок подряд без подиума. Худшие выступления с 1982 года, когда за МотоГран-При взялась свежесозданная компания Honda Racing Corporation.

На последних гонках пилоты Красного крыла смотрелись более уверенно. В Арагоне-1 Алекс добавил к Ле-Ману сухое 2 место всего в 0,2 секунды от дебютной победы, в Арагоне-2 Такааки Накагами выиграл для Honda первую поул-позицию 2020 года. Травма чемпиона Марка Маркеса на первой гонке сезона в Хересе стала настоящей подножкой для промышленного гиганта из Токио, но Йокояма вместе со своими пилотами сумел поправить положение.

Инженеры Такео-сана работали над обоими RC213V — байком-2020 Алекса Маркеса, Кэла Крачлоу и тест-пилота Штефана Брадля, и байком-2019 Такааки Накагами. Обе машины сильно конфликтовали с новым задним сликом Michelin с более податливым каркасом. Настолько, что различия между версиями — у 2019-й ниже мощность и вежливее управляемость, — на самом деле не давали никакой существенной разницы.

К примеру, RC213V Накагами за последнее время здорово изменился по части шасси: ему поставили новую переднюю углеволоконную вилку Ohlins и задний моноамортизатор BDB50 того же производителя, а так же свежую версию тормозов Brembo.

Эволюционный RC213V Брадля (на самом деле, это байк #93 старшего Маркеса, который стал подопытным кроликом для Йокояма) в Арагоне так же щеголял новой-старой рамой: у него алюминиевые лонжероны частично укутаны в карбоновое «пальто». Honda испытывала это шасси еще в межсезонье, и отложила гоночный дебют до Арагона, когда Маркес и Крачлоу покалечились в июле.

Пилоты Honda так же не стояли на месте. Младший Маркес делал шажок за шажочком в стиле пилотажа, Накагами пристально изучал прошлогоднюю телеметрию Марка, Крачлоу немного оправился от операции на правом предплечье, проведенной в августе.

Команда Йокояма и тест-бригада Брадля шли им на встречу, перебирая множество новых деталей в погоне за качественной тягой заднего колеса. По пути к динамике последних гонок было принято несколько правильных решений, но ошибок оказалось гораздо больше, признал технический директор HRC:

Мы были в упадке [после травм Маркеса и Крачлоу в Хересе]. У меня достаточно опыта в гоночном промысле, чтобы знать: за день можно поменять много вещей. Так что я знал, что для нас, инженеров, важнее всего твёрдо стоять на земле и дальше заниматься тем, чем мы занимаемся, без паники, потому что если паникуешь, дальше не продвигаешься.

Как только начался сезон, мы осознали, что перемены после предыдущей шины оказались значительнее, чем мы предсказывали — это было видно по нашим данным. Так что мы сменили много-много вещей: электронику, выхлоп, впуск, настройку шасси, геометрию шасси и твёрдость рамы.

Если у вас такое ощущение, что вы не понимаете того, что надо понимать, остаётся одно — дальше пробовать множество вещей. Вероятно, мы опробовали 100 новых вещей. Наверное, 90 из них стали ошибкой, провалом, но эти провалы нас кое-чему научили, и наконец-то мы нашли путь.

Пускай за 3 гонки до финала Honda нет настоящего шанса выиграть хоть какой-то титул — личный, командный или марочный, — битва за держак наконец-то идёт успешно. Так подвески Ohlins закрыли самое слабое место RC213V. И не только этого байка: на обеих гонках в Арагоне подиум целиком занимали байки с Ohlins BDB50 (Алекс Ринс, Алекс Маркес, Жоан Мир, Франко Морбиделли).

Прогрессивные характеристики сжатия-отбоя дают пилотам разгоняться на грани срыва колеса в пробуксовку, а в случае Накагами сильно убирает вили. У байка-2019 передок то и дело задирался в воздух, затем электроника рубила зажигание и он терял насыщенность разгона.

К сожалению для Honda, Арагон-2 дал ей так мало, когда сулил так много. Поулист Накагами пролидировал всего 5 поворотов, когда допустил низовку. 28-летний японец определённо стоял на пороге дебютного подиума MotoGP, и первого для Японии с ГП Валенсии 2012. Тогда серебряный призер Катсуюки Накасуга (тест-пилот Yamaha) разделил дуэт Дани Педросы и Кейси Стоунера из Repsol Honda.

Маркес упал с 4 места как единственный в пелотоне с жесткой передней шиной, Крачлоу частично травмировал правое плечо от нагрузки и докатил 11-м. Впервые с 1982-го в глав-10 не было Honda. По злой иронии, именно тогда, когда подиум почти снова стал привычным делом для Красного крыла.