Йокояма: Мы говорили Накагами, он может разрушить карьеру

В текущем чемпионате Такааки Накагами заметен как никогда. Пускай в это воскресенье в Арагоне 28-летний пилот LCR Honda Idemitsu лопнул от давления, уронив байк через 5 поворотов после старта с поул-позиции, в течение 10 гонок он был единственным на решетке, кто собрал все финиши в десятке.

Зная, что на кону дебютный подиум MotoGP, Така рванул со старта с максимальной решительностью. На подъезде к стартовому левому он весьма нагло перекрыл траекторию Франко Морбиделли (итальянец и выиграл гонку), сразу начал отбиваться.

Перед левым 5-м Така слегка промахнулся мимо прорезиненной траектории, съехал на грязноватую обочину у правой кромки трека, и слишком резко нажал на тормоз. Байк тут же упал, как подкошенный. Лучший за 3 года уик-энд японца закончился до обидного нелепо. Всю вину Така взял на себя.

И всё же из 3 кампаний MotoGP эта для Таки самая убедительная, за 11 этапов он собрал больше очков (92), чем за полный 2018-й (33) и неполный 2019-й (74). Награда нашла трядягу из прибрежной Тибы: перед ГП Теруэля он поставил подпись в соглашении с HRC выступать в 2021 — 2022 годах (у Лучио Чекинелло, как и ранее). После 3 сезонов на RC213V прежней версии ему пообещали заводской мотоцикл, «так что все 4 Honda будут одинаковыми».

Что побудило Накагами сделать шаг вперёд? Это был вежливый, но недвусмысленный нагоняй от руководства HRC, объяснил технический директор Такео Йокояма в интервью The Race. Перед стартом сезона гонщика #30 поставили перед фактом: если он и дальше будет раздражать Honda финишами неизвестно где, нового контракта не будет.

В конце 2019 — начале 2020-го Така восстанавливал правое плечо, сурово отбитое в аварии в Ассене после непродуманного обгона Валентино Росси. Оно было прооперировано 29 октября, затем наступила пора примерно 4-месячной реабилитации.

Когда весной по чемпионату ударил коронавирус, Накагами получил бонус — почти 5 месяцев отсрочки. Время для укрепления тела и ездовой формы он использовал с толком, объяснил Такео-сан:

Даже во время периода самозаточения он всё время старался готовиться, настраиваться к началу сезона, когда бы тот ни начался. Он старался всё время фокусироваться и на физике, и на психологии.

1-2 раза мы вместе ездили по Мотеги на уличном байке [Honda CBR1000RR-R]. Это был просто уличный байк, но для физической тренировки лучше так, чем никак. Это первое.

Когда в Хересе лидер Красного крыла Марк Маркес покалечился в первой же гонке, а Кэл Крачлоу разбил ладьевидную кость на утренней разминке, все ожидания Honda легли на плечи Таки. За мгновение он превратился в её лидера, ведь от новичка Алекса Маркеса нельзя было требовать многого.

После самоустранения действующего чемпиона Йокояма и директор Repsol Honda Альберто Пуч принялись за психологическую «обработку» Накагами. В Хересе-1 он показал 10 результат, в Хересе-2 через неделю финишировал 4-м — то был его лучший финиш в MotoGP. Пилоту LCR требовался психологический пинок, ранее его упрекали за недостаточную решительность на самых ожесточенных первых кругах:

Второй раз наступил в Хересе на первой гонке. Он ездил так себе, финишировал лишь внутри топ-10.

Мы знали, ему нравится Херес, и обычно он там очень быстр, так что мы не могли дождаться правда хорошего результата. Мы ему сказали, ему повезло, что сезон начинается на его любимом треке, и хотели, чтоб он со старта полностью открыл газ.

На первой гонке он был не очень быстр, и разочаровался, но моё разочарование было еще сильнее. После гонки у нас прошла очень серьёзная встреча. Мы там ему сказали, что надо больше, потому что у него та стадия карьеры, где он мог её уничтожить.

Ему надо было делать больше, мне надо было делать больше для него, и ради этого нам надо было вместе работать.

Углубленное изучение телеметрии Марка, на чём настоял Йокояма, не прошло даром. Така постарался перенять у 6-кратного чемпиона его агрессивную технику работы обоими тормозами. Така не выиграл гонку по щелчку, но перерыв между двумя Хересами дал ему более чёткое представление, почему наглое торможение — главное оружие короткобазного RC213V:

Мне было видно, после этого его настроение изменилось, но и ездовой стиль тоже. Мы чаще работали вместе, мы показывали ему данные прошлых лет, и он смог увидеть, что делает Марк. Мы работали над каждой отдельной деталью, и уже ко второй гонке в Хересе ему удавались улучшения.

Стоило только чемпиону Honda временно сойти со сцены, о её очередной Тройной короне MotoGP не могло быть и речи. Правда, ближе к концу сезона Honda сумела влезть в борьбу более шустрых Suzuki, Yamaha, Ducati и КТМ. Алекс Маркес дважды был вторым в мокром Ле-Мане и сухом Арагоне-1, Накагами выиграл в Арагоне-2 первую поул-позицию Honda в этом сезоне.

На тестах в Мизано в конце августа-середине сентября «Хонду» стали превращать в байк, более-менее удобный для всех. В шасси и подвеску внесли важные изменения, в том числе перешли на новую переднюю вилку Ohlins и «волшебный» моноамортизатор BDB50.

Инженерной команде Йокояма пришлось устраивать новый мозговой штурм на задний слик Michelin. Без Марка команда более не могла полагаться на атлета, способного объехать любую проблему. Настала пора предложить гонщикам универсальное решение:

Когда у «Хонды» есть неимоверный чемпион, наша философия — всё сильнее и сильнее приспосабливать байк под них. Этим мы и занимались последние 7 лет, и вот внезапно наш «поручитель» уходит.

Мы не заблудились, но надо было отреагировать на то, чем мы занимались, потому что у остальных другой стиль езды, так что в тот момент мы со всеми инженерами сели и подумали, в каких областях надо поработать без Марка.

Надо было взять максимум из того, что имелось: байка, шины, линейки ездоков. Было требовательно, но весьма освежающе. Если представить, что Марк не калечился на старте сезона, наверное, могу себе представить, что сегодняшний байк был бы другим.

«Внезапно» Honda вспомнила, что у неё 4 гонщика, а не 1. Предложения Накагами, Крачлоу, и позднее младшего Маркеса стали основой для эволюции байка, который был словно на заказ сшит под пилота #93 и его акробатическое вождение локтями и коленями.

В конце концов, Марк вряд ли будет протестовать против этих изменений, когда вернётся в MotoGP. Всё, что сделала Honda в его отсутствие — облегчила извлечение скорости, превратила RC213V в чуть менее критичную машину:

Мы отслеживаем отзывы существующих ездоков — Кэла, Таки и Алекса, — и мы ни разу не собирались сходить с пути, предложенного Марком, но вероятно, мы неосознанно стали вести дела иначе.

Я не думаю, что завтра он вернётся, сядет на байк Алекса и скажет «это же не мой байк». Он будет быстрее, чем был в Хересе, потому что мы поработали над тем, что требуют байк, шины, конфигурации трека.

Станет ли байк менее агрессивным? Вероятно, на 50% да, на 50% нет.

Подиум Накагами в Арагоне-2 здорово укрепил бы положение в зачёте. До этой аварии японец занимал 5 место без единого приза, за 3 гонки до финала опустился на 7-е. 45 очков до лидера Жоана Мира превращают Таку просто в математического претендента на титул.

В целом, в Арагоне-2 не повезло всей Honda. Алекс Маркес упал с 4 позиции и выбыл, у бедного Кэла Крачлоу в гонке хрустнуло правое плечо и отдало резкой болью — так он смог докатить лишь 11-м. Впервые с 1982 года зрители увидели гонку без единой «Хонды» в глав-10. Уик-энд, который сулил Красному крылу что-то весьма интересное, обернулся худшим итогом за 38 лет…