Выбор шин Michelin на ГП Испании 2020

Вся статистика Michelin открывающего уик-энда 2020 года ушла в сторону, когда Фабио Квартараро выиграл ГП Испании. Французский моношинник MotoGP ждал этого момента больше 20 лет. Режис Лакони, выигравший ГП Валенсии 1999 за рулём Yamaha, так же обутой в Michelin, больше не является последним победителем MotoGP из Франции.

Кроме первого успеха 21-летнего пилота Petronas Yamaha SRT, на этом уик-энде было много необычного. Это первая за 8 месяцев гонка MotoGP, прерванного коронавирусом (если не считать ГП Катара 8 марта в Мото2/Мото3). Впервые в его 72-летней истории на трибунах не было зрителей, паддок был закрыт для посещения посторонними. Это эхо пандемии COVID-19.

Согласно замерам Michelin, ГП Испании чуть не стал самым жарким этапом MotoGP с момента возвращения компании в чемпионат в 2016-м. В гонке асфальт Хереса нагрелся до 53° — всего на градус меньше, чем Барселона-Каталунья на ГП Каталонии 2017. ГП Испании впервые проводился в июле, его традиционная дата весенняя — конец апреля/начало мая.

В распоряжении 20 гонщиков был полный набор шин — передние и задние Power Slick в вариантах soft, medium и hard. Жесткость soft была усилена на полшага по сравнению с прошлогодней моделью — та «весенняя» шина вряд ли выдержала бы жар асфальта, из которого начинал сочиться гудрон. Гонка была дебютом нового заднего слика со смягченным каркасом.

Все передние были симметриками, задние — асимметриками с усиленной правой стороной. Как большинство трасс MotoGP, у 4,4-километрового Jerez Angel Nieto повороты в одну сторону преобладают над другими (8 правых, 5 левых). По данным Michelin, самое суровое место — правый вираж 5 перед выходом на задний 607-метровый прямик. Мотоциклы преодолевают его в сильном наклоне, после апекса боковина задней шины начинает передавать тягу на асфальт.

Впрочем, покрышки воспринимают равномерные нагрузки. Левые и правые виражи весьма нагружены разгонами и торможениями в наклонах, почти нет мест полностью вертикального разгона/торможения, кроме 2 прямых.

Michelin любит оценивать прогресс своих покрышек по новым рекордам. Поулист Квартараро порадовал земляков из Клермон-Феррана дважды за уик-энд побитым рекордом круга. Квалификационный круг 1:36.705 — новая планка для мотоциклов в Хересе.

20 гонщиков (Алекс Ринс и Кэл Крачлоу с травмами выбыли из Гран-При) почти единогласно проголосовали за одинаковую комбинацию передний hard/задний soft — такая стояла на 18 мотоциклах. Лишь коллеги по Monster Energy Yamaha Маверик Виньялес и Валентино Росси поставили вперёд soft.

Многие ездоки жаловались на плывущую резину, в том числе Квартараро. Однако неожиданно резкое падение держака из-за слоя резины Dunlop после заезда Мото2 хоть и украло у гонщиков почти секунду чистого темпа, не удержало Фабио от победы. Он стал лидером на 8 круге, и на последнем 25-м был уже в 4,6 секунды впереди Виньялеса.

Оригинальный выбор Маверика в пользу переднего «софта» не сработал. Его Yamaha стала мазать мимо поворотов, размякшая на жаре шина грозила завалить байк на бок. Однако Виньялес в безопасности докатил до финиша 2-м. Он не рискнул ставить вперёд hard, так как на тренировках этот вариант не дарил чёткой обратной связи.

Андреа Довициозо (Ducati Team), пожалуй, был главным гроссмейстером этого заезда. Не обладая подиумным темпом, итальянец за счёт безошибочного пилотажа и высокой концентрации обставил несколько пилотов с такой же скоростью по пути к первому в карьере MotoGP подиуму в Хересе. Как и Фабио, у Андреа стояла жесткая передняя и мягкая задняя.

Джек Миллер (Pramac Ducati), Франко Морбиделли (Petronas Yamaha SRT) и Поль Эспаргаро (Red Bull KTM) до последнего бились за 3 место, но закончили 4, 5 и 6 соответно.

Проблемой Миллера стала скорее посадка за рулём — ему было неудобно двигаться в седле и поддерживать мягкий пилотаж. Эспаргаро намекнул, что во всём «виноват» Довициозо: испанец весь заезд ехал за итальянцем, и никак не мог остудить передний hard. На торможении было очень тяжело подобраться для нападения.

Приехавший 7-м Франческо Баньяйя (Pramac Racing) пожаловался на передний hard, как и Такааки Накагами на 10-м (LCR Honda Idemitsu). Оба были недовольны всё время падавшим держаком на торможении и в поворотах. Однако Баньяйя не чувствовал особых проблем до 12 круга, пока претендовал на подиум, тогда как у Накагами передок начал заваливаться с самого начала.

Жоанн Зарко (Avintia Racing) был лучшим из тех, кто проводил первую гонку на своём новом байке. Шины не сыграли большой роли в том, почему он финишировал 11-м в 25 секундах от победы. Француз так и не приспособился к старт-стоповому стилю Ducati, что полностью противоположно его поворотному.

Алекс Маркес (Repsol Honda) стал 12-м, на позицию выше Брэда Биндера (Red Bull KTM), который тоже проводил дебют в MotoGP. Биндер лишил себя 25 секунд, который потратил на гравийную зону поворота 5. Слишком жесткое торможение, отлов, и южноафриканец потерял траекторию. От передней жесткой он потребовал слишком много на горячем асфальте.

Марк Маркес (Repsol Honda) — пилот, который выжал из переднего hard/заднего soft больше всех за гонку. Чемпион MotoGP словно летел на неизнашиваемых шинах, когда прорывался с 16 места на 3-е. Однако запас держака у новой задней Michelin не бесконечен: за 4 круга до конца байк выкинул пилота из седла на добавлении газа в поворот 3. Сиюминутная пробуксовка привела к аварии и травме правого плеча.

Валентино Росси, в отличие от Виньялеса, со своим передним «софтом» никуда не приехал. Покрышка была не при чём — Доктора подвёл байк, когда отключился на 19 круге. Передний «хард» вряд ли что-то бы изменил, рассуждал пилот #46, ведь все проблемы сосредоточены сзади. Эволюционная Michelin с каркасом, который охотно плющится под тягой и прилипает к асфальту — абсолютно не тот тип резины, к которому привык Росси. Любитель жестких шин слишком рано приканчивает то, что предлагает Michelin. На момент схода он занимал 10 место.

ГП Андалусии 26 июля на том же треке при похожих условиях вряд ли изменит предпочтения пилотов. Не исключено, теперь весь пелотон поедет на одинаковых шинах. Виньялес и Росси не увидели в передней мягкой никакой выгоды.