«В Гран-При есть команды, которые не дотянут до конца сезона»

Беда в MotoGP пришла не одна. Кроме переносов Гран-При на вторую часть года из-за коронавируса COVID-19, у команд появилась и другая головная боль — как быть со спонсорскими выплатами? Не станет ли для кого-то 2020 год прощанием с Гран-При?

Этот сезон MotoGP должен стать 20-этапным, рекордным в своей 72-летней истории. К сожалению, таким он определённо не станет. В последней версии календаря, который за первую половину марта переписывался несколько раз, еще числятся 20 этапов. Открывающий ГП Катара лишился заезда премьер-класса, но был проведён благодаря гонкам Moto2 и Moto3. ГП Таиланда, США и Аргентины освободили март и апрель, чтобы переехать на октябрь и ноябрь.

Текущая обстановка в чемпионате — это полная неразбериха. Япония — единственная страна из тех, что имеют отношение к MotoGP, которая не дала эпидемии COVID-19 превратиться в большую проблему. На 24 марта там выявлено 1 128 заболевших, борьбу за жизнь проиграл всего 1 человек. В стране нет чрезвычайного карантина, а самые строгие санитарные меры касаются рекомендаций избегать мест скопления людей и блюсти гигиену рук.

Подобного не скажешь об остальных 16 странах из календаря MotoGP. К примеру, Италия, Испания и Франция ввели сверхкарантин и закрыли границы, в США и Малайзии временно введён режим чрезвычайного положения, часть предприятий на вынужденных каникулах, и так далее.

Dorna Sports и FIM собираются спасти как можно больше этапов, и если необходимо, переносить их на декабрь и даже январь. Изменения в календаре MotoGP явно далеки от финала так же, как далека от финала пандемия COVID-19. Наполнение календаря беспокоит владельцев гранприйных команд во всех классах — MotoGP, Moto2, Moto3. От этого зависят их спонсорские выплаты.

В разговоре с Motorsport управленец одной из команд Moto3 на условиях анонимности пожаловался на завершающую часть календаря. С конца сентября по конец ноября идут ГП Арагона, Таиланда, Японии, Австралии, Малайзии, Америки, Аргентины и Валенсии. Если спонсирующие компании урежут выплаты под предлогом сокращения числа гонок, у небогатых команд не хватит денег самостоятельно покрыть расходы на перелёты, проживание, нормальное функционирование:

Если честно, в данный момент я не вижу, как нам дотянуть до последнего отрезка календаря, который ныне запланирован.

В самом безопасном положении самые крупные проекты — заводские команды MotoGP, принадлежащие Ducati, Honda, Yamaha, KTM, Aprilia и Suzuki. Кроме богатых спонсирующих компаний вроде нефтегазовой Repsol, табачной Marlboro и «энергетической» Monster Energy, они могут положиться на собственные доходы от продаж мотоциклов.

Правда, борьба за сохранение изначальных условий контрактов ждёт всех — и Давидов, и Голиафов. Впереди непростые дискуссии, подчёркивает спортивный директор Ducati Corse Паоло Чиабатти. Хотя в контрактах всегда предусмотрены исключительные форс-мажорные события, когда гонки могут срываться обстоятельствами непреодолимой силы, срыв гонок пачками — это безусловно новый опыт для всех сторон. Прецендентов в истории не было.

Вероятно, спонсоры захотят как можно больше средств вернуть назад, команды будут противиться, но ни у кого не будет твёрдых оснований считать, что его позиция правильнее другой. Эту тропинку придётся протаптывать впервые:

Мы перед лицом невиданной ситуации, так что за следующие дни увидим, как нам её решить вместе с нашими спонсорами.

В нашем случае обоснованность договоров, которые мы подписывали, не базируется на определённом числе Гран-При. Они действительны столько, сколько мы участвуем в чемпионате. Но очевидно, жизненно важно узнать, когда можно начинать гонять, и сколько событий можно провести.

Проекты MotoGP хоть и несут расходы другого уровня, нежели Moto2 и Moto3, смогут пережить кризис COVID-19 за счёт намного более солидных поступлений. Этажом ниже положение может быть плачевным, рассказал Дани Гуардия, координатор команды Pons Racing. Команды младших категорий наскребут на европейскую часть сезона, но задача найти денег на заокеанскую часть календаря может привести к их выходу из Гран-При:

Сегодня ко всему детально присматриваешься. Имейте в виду, что производители продают мотоциклы, и что таков их основной источник бизнеса и дохода. Остальные из нас только тратят, так что наш доход основан на спонсорах. «Дорна» ищет способы им помочь, но проблема в том, что мы сейчас не приносим дохода.

Спонсоры просят у нас уменьшения выплат и увеличения видимости, что логично. Но сейчас, раз гонок меньше, будут команды, которые не смогут дотянуть до конца [сезона]. Спонсоры будут просить об урезании выплат, а ведь нам надо будет провести то же количество гонок. Вдобавок, мы еще не смогли купить билеты для персонала, потому что мы не знаем, как всё пойдёт.

Более того, мы должны помнить, что финансовая помощь от организации командам одна и та же, будь то гонка в Испании или Италии, или на другом континенте. При текущем черновом календаре и двух триплетах в конце маршрута будут команды, которые отпадут.

О каких числах идёт речь? Благодаря открытому директору корпорации KTM Штефану Пиреру, известен годовой бюджет заводской Red Bull KTM — это 30 миллионов евро, примерно 10 вносит титульный спонсор Red Bull. В 2019 году Пирер называл и общий бюджет остальных гранприйных проектов австрийского мотопроизводителя — приблизительно 10 миллионов на Moto2, Moto3 и весь кубок Red Bull Rookies.

Бюджеты заводских Repsol Honda, Ducati Team, Suzuki Ecstar, Aprilia Gresini и Monster Energy Yamaha отличаются в большую или меньшую сторону, однако вряд ли очень заметно. Правда, Suzuki Ecstar и Aprilia Gresini не имеют титульных спонсоров, и главную часть расходов на участие в MotoGP несут сами. «Лишних» 10 миллионов евро от нефтегазовой или медийной компании у них нет.

Даже у лучших частных команд MotoGP, разумеется, никаких 30 миллионов евро на сезон быть не может. Не в последнюю очередь это связано с калибром гонщиков — самые высокооплачиваемые всегда выступают за заводы, такое количество денег коллективам вроде Pramac Racing или Tech 3 просто не нужно. Кроме того, им не нужно тратиться на разработку мотоциклов — это работа производителей.

И всё же их расходы всё равно недетские. Как рассказывал в 2017 году владелец Forward Racing Джованни Куцари, бюджет частной команды MotoGP с 2 пилотами — это 7,5 миллионов евро. По торговому соглашению с Dorna Sports команды премьер-класса получают возмещение на аренду мотоциклов — это 2,5 миллиона евро на пилота. Найти остальные 2,5 миллиона на зарплату гонщикам, персонал примерно из 20 человек, оплату обновлений для байка и его ремонта — забота самой команды.

Бюджет команды Moto2 с 2 пилотами и персоналом примерно в 15 человек — это около 2,6 миллионов евро, по подсчётам Куцари. Эта сумма, вероятно, отражает уровень только самых богатых единиц Moto2, к которым относится бельгийская Estrella Galicia Marc VDS или испанская Flexbox HP40. Бюджет остальных наверняка укладывается в промежуток 2 — 2,5 миллиона евро.

Что касается младшего Moto3, по подсчётам обозревателя MotoGP Мануэля Печино для портала Speedweek, можно называть числа в диапазоне 1,2 — 1,5 миллиона евро за сезон на 2 пилотов. И вновь речь о верхнем диапазоне. Коллективам победнее достаточно и 800 000 евро.

Еще одно большое отличие MotoGP от остальных категорий — количество пилотов-арендаторов. Из 22 гонщиков только Тито Рабат из Avintia Racing платит за свои выступления. В Moto2/Moto3 считанные ездоки могут позволить себе такую роскошь, как зарплата. Большинство сами приводят спонсоров и лишь тратят, тратят, тратят.

Младшие команды тоже получают от Dorna (через командный союз IRTA) свою часть пирога от продажи ТВ-прав. Но не такую «жирную», как в MotoGP: она покрывает примерно 15 — 25% расходов . Если называть числа, озвученные Куцари, это 150 — 180 тысяч евро для команды Moto2. Остальную часть — это больше 2 миллионов, — снова нужно искать командам. Ни о каких 5 возмещённых миллионах, как в MotoGP, и разговора нет.

Любопытно, что благодаря разнице в выплатах Dorna у команд MotoGP и Moto2 размер спонсорских вливаний весьма похож. Команды премьер-класса намного заметнее, а спонсировать их не сильно накладнее.

Для команд Moto2/Moto3 раздобыть полный миллион-другой для чемпионата, который неизвестно когда начнётся, будет тяжело. Заметность младших категорий уступает MotoGP, а мировых производителей со спасительной наличкой за спиной нет. Опасения появились не на пустом месте.