Большой ремонт на Трассе Америк

Североамериканская гоночная трасса Circuit of the Americas — вероятно, одна из наиболее удачных работ известного гоночного архитектора Германа Тильке. По-настоящему крупное 5,5-километровое включает целых 20 поворотов, предъявляет высокие требования к точности пилотажа, и отдаёт дань уважения другим классическим трекам.

Извилистая змейка поворотов 3-6 напоминает британский Сильверстоун, затычные повороты 12 — 15 «зеркалят» стадионный сектор германского Хокенхайма, правый вираж 16 — 18 с 3 апексами взят с турецкого Стамбул-Парка. Холмистая местность Остина — столицы штата Техас, — дала треку перепад высот в 41 метр. Лучше всего это видно по подъёму стартового прямика к повороту 1.

Увы, с точки зрения качества асфальта Трасса Америк, принимающая вместе с ГП Америк MotoGP так же Формулу-1, находится в нижней части списка MotoGP. Последние годы ездоки всех классов чемпионата жаловались не только на исключительную ухабистость, но и на постоянное перемещение кочек, и даже изменение уклона целых поворотов. Еще не было ни одного года, чтобы они не изменили своё положение. Объяснение этому феномену есть — подвижный слой глины под треком, на который сильно влияют грунтовые воды. Когда идут сильные дожди, это сказывается еще сильнее.

Когда трек построен в таком «удачном» месте, асфальт неизбежно будет воспринимать всякое изменение рельефа под ним. В частности, контрмера, к которой владельцы трассы прибегли в 2018 году — алмазная шлифовка с целью «сбривания» кочек, — не только не решила проблему, но и усугубила. Согласно комментариям пилотов MotoGP, в 2018-м скачки танцующих мотоциклов на асфальтовых волнах («трамплинах», как выразился Поль Эспаргаро), стали еще опаснее. Совсем скверными стали низинные повороты 2, 10 и 18. Всё это вредило временам круга, и конечно, всему зрелищу.

На ГП Америк 2019 ряд гонщиков озвучил радикальное предложение — постелить на трассе новый асфальт, а не бороться с ямами/кочками алмазной шлифовкой или переукладкой отдельных участков. Пилоты Формулы-1, у которых 3 ноября состоялся свой Гран-При в Остине, подвергли трассу такой же критике. К капитальной работе над ошибками Circuit of the Americas уже приступил несколько недель назад, примерно 19 декабря.

С трека снимается «кривая» подушка из песка и щебня, чтобы не укладывать новый асфальт на негодное основание. Правда, не везде: работы ведутся на участке поворотов 1, 2, 9, и участке 16 — 19, а также на всём заднем прямике, где на байке MotoGP можно разогнаться примерно до 330 км/ч. Ездить с такой скоростью по кочкам с вырывающимся из рук рулём и подскоками в седле — не только сомнительное, но и опасное удовольствие. Всего будет обновлено 40% покрытия Трассы Америк.

Другая проблема, которая должна исчезнуть после ремонта — скверное состояние дренажной системы. К ней не прикасались с самого 2015 года, когда она была повреждена сильными ливнями, и вместо отвода воды занималась прямо противоположным — собирала воду и провоцировала мокрую глину на постоянное движение. Так как Трасса Америк принимает множество моторных соревнований, асфальт весь гоночный сезон испытывает давление, автомобили с высокой прижимной силой вдавливают его в грунт.

Директор трассы Бобби Эпстейн в ноябре 2019 года после этапа Формулы-1 так объяснял проблему порталу Motorsport:

Вообще, мы закроем трек на большую часть декабря и половину января, чтобы решить проблему. Мы выполнили кое-какой ремонт в прошлом году перед MotoGP, так что я бы не сказал, что надо бы делать всё целиком.

Сюда точно подпадает задняя прямая целиком, выезд с питов и часть поворота 1. Есть частичная гребёнка перед поворотом 9, в поворотах 18-19. В общем, весьма обширно. Я знаю про счёт!

Мы копали на глубину 9 футов (2,74 метра), чтобы там проложить трек, и привезли особую почву. Однако ясно, что потоп 2015-го привёл к очень серьёзным подвижкам [грунта], а мы с тех пор не ремонтировали те участки, и стало только хуже.

Вокруг труб образовались промывы. Под треком идут трубы, и в 2015-м по тем трубам текла вода не только внутри, но и снаружи. Это вызвало эрозию, оставившую после себя эти пустоты. И затем [на асфальте] появляются вздутия и усадки.

Пользователь Твиттера Тим Вуд, публикуя снимки с места работ, заметил, что на тот момент (9 января) на трассе работы над проблемным дренажом даже не начинались. Строительные рабочие отшлифовали поверхность и/или заново уложили проблемные участки, но и только. Повороты 18 и 19 вроде бы готовы, тогда как в поворотах 1 и 2 только нанесли, вероятно, или слой гидроизоляционного герметика для асфальта, или стяжку, которая «приклеит» слой асфальта к основанию.