Поншараль: Сочувствую Зарко, но не понимаю

Поншараль и Зарко

Гранприйный самолёт Жоанна Зарко 4 года набирал высоту, пока в 2019-м не был подбит самим пилотом. Француз стал звездой средней кубатуры Moto2, когда в 2015 — 2016 годах выигрывал чемпионат с финским коллективом Ajo Motorsport. В 2017-м в Yamaha Tech 3 Зарко стал новичком сезона в MotoGP и лучшим независимым пилотом. На следующий сезон он сохранил этот статус. За 2 года в спутнике Yamaha, которые француз пробыл напарником Валентино Росси и Маверика Виньялеса, он выиграл 5 подиумов и 4 поул-позиции. Однако в заводскую Yamaha этот путь не вёл.

К сожалению для него, появление в заводской Red Bull KTM совсем не стало новой высотой. На осенних тестах 2018 года Жоанн по горячему кругу отставал от быстрейших пилотов MotoGP на 1,7 — 2,2 секунды. Эти проблемы по щелчку пальцев никуда не исчезли. Временами Зарко был великолепен на послушном прототипе М1, но подобных фрагментов в истории с силовым RC16 не было, если не считать 3 места в мокрой квалификации ГП Брно. После 4 лет восхождения пилота #5 ждал провал.

В августе Зарко попросил КТМ убрать из 2-летнего договора 2020 год, после ГП Сан-Марино его самого убрали из команды. Марка с пониманием относилась к затруднениям, финишам на 10 месте и ниже, но не к постоянным жалобам. Француз создавал в команде слишком подавленную атмосферу. На 3 этапа он оказался безработным, и закончил сезон с LCR Honda на 18 месте личного зачёта.

Владелец Tech 3 Эрве Поншараль, наоборот, с большим воодушевлением перешел из лагеря Yamaha к КТМ. Компания практически сделала из Red Bull KTM Tech 3 вторую заводскую команду, с такой же (но немного запаздывающей) программой обновления. Tech 3 еще предстоит вернуться на прежние позиции. В любом случае, благодаря Зарко последний эпизод Yamaha Tech 3 закончился на высокой ноте:

У нас с Зарко было 2 великолепных года, 2017 и 2018. Я всегда ему буду за них благодарен. У нас с ним бывали великолепные моменты, он новичком бил заводских ездоков Валентино и Виньялеса на старом мотоцикле — это всегда приятное ощущение. Это фантастика, и я никогда не забуду о достижениях, которые он подарил нашей команде.

Как только француз покинул сильнейшую французскую команду в истории MotoGP, у него начались большие неприятности. Зарко и прямым, и косвенным образом даже вредил Tech 3, хотя ненарочно. На ГП Великобритании из-за его неосторожного обгона упал Мигель Оливейра и повредил связки правого плеча. В Red Bull KTM Жоанна заменит Брэд Биндер, которого КТМ изначально определил в команду Поншараля, но передвинул в заводскую, о чём последний сожалеет. Вместо Биндера пришел другой выпускник Moto2 Икер Лекуона:

В Валенсии 2018-го Зарко прервал первый тестовый день КТМ. Думаю, это был неправильный подход, но что тут скажешь? Он точно сделал это ненарочно, так не планировалось.

Лично ко мне это тоже не имело отношения, но уйдя посреди контракта, он выбил Брэда Биндера из команды Tech 3 на 2020-й. Для меня работа с Брэдом была бы неимоверно интересной. Я не устаю повторять, насколько сильно ценю умения южноафриканца. Я реально ждал этого сотрудничества с первого майского дня.

Потом Зарко долбанул моего гонщика Мигеля Оливейру и травмировал его в гонке за 10 или 11 место в Сильверстоуне. В то время он был правда силён. На ГП перед Сильверстоуном в Австрии Мигель с KTM Tech 3 приземлились на фантастическом 8 месте. К слову, после травмы плеча в Англии сезон для Мигеля закончился. Он мог закончить сезон хоть сразу после той гонки, но мы подождали до ноября, чтобы прооперировать плечо. Что ж, теперь это в прошлом.

После неприятностей, которые Жоанн доставил Tech 3, неприятности окружили его самого. В год, когда пилотский рынок MotoGP закрыт, выход из команды посреди сезона привёл к ожидаемому исходу — скудному выбору. Зарко не попал в Repsol Honda, на что наивно надеялся после 3 выступлений за LCR Honda, и стал думать — вернуться в Moto2 или принять предложение на 2020 год от Avintia Racing, самой отстающей команды MotoGP. В конце концов, он выбрал второе. Француз не уставал удивлять бывшего патрона:

Я сейчас сочувствую Зарко. Какой выбор у него был после [финального] ГП Валенсии? Он мог вернуться в Мото2, но ради чего? И еще была Avintia Ducati. Но если ты был настоящим заводским гонщиком Red Bull KTM, то какое ж тут искушение…

У него Red Bull был главным спонсором, он был членом заводской команды КТМ, у неё была 2-летняя программа. Он знал, как шустро идёт развитие КТМ, да и прогресс по ходу 2019-го был необъятным. Тем временем Дани Педроса разрабатывал новый мотоцикл к 2020-му…

Как можно оставлять команду в момент, когда не закончились даже 25% твоего договора? Я этого не понимаю. Ну, если б вместо этого ты стал настоящим заводским ездоком Honda, может, оно бы того стоило. Но если у тебя после расторжения договора выбор только между Мото2 и «Авинтией», то у меня нет слов. Но такова жизнь. Мне больше нечего сказать.