Лоренсо в Гран-При: 18 сезонов, 297 гонок, 68 побед и 5 титулов

Вместе с нынешним сезоном MotoGP в это воскресенье на кольце Рикардо Тормо закончится и мотогоночная карьера Хорхе Лоренсо. О решении испанец объявил в четверг на специальной пресс-конференции ГП Валенсии. Ровно год назад эта же гонка стала карьерозавершающей для Дани Педросы, 3-кратного гранприйного чемпиона, 3-кратного вице-чемпиона MotoGP.

Хорхе подводит черту через 17 лет после дебюта в мировом Гран-При. Его не было на первых 2 гонках сезона 2002 из-за возраста. Минимальные 15 лет исполнились в субботу на ГП Испании, когда шел квалификационный день. В первой в жизни мировой гонке класса GP125 гонщик заводской команды Derbi квалифицировался 33-м из 36 гонщиков, а финишировал 22-м в 71 секунде от победы.

Уроженец острова Майорка — пример атлета, который забрался на вершину любимого чемпионата, начав с самого подножия. В дебютный год Лоренсо был таким медленным, что 8 раз финишировал вне очковой зоны. Благодаря упорству, трудолюбию и дисциплине, которую ему привил отец Чичо — человек с тяжелым, неуступчивым характером, — Хорхе отвернул от пропасти, поднял результаты и сохранил место в Гран-При.

Впервые он победил на ГП Бразилии 2003. Шустрый ездок под номером #48 на последнем круге побил 5 гонщиков, с которыми еще долго будет сталкиваться по ходу карьеры. Среди них — Кейси Стоунер, Дани Педроса и Андреа Довициозо. В 2005-м Лоренсо шагнул в класс GP250 вместе с этими же гонщиками, и закончил сезон позади трио на 5 месте. Хорхе никогда не был мастером быстрого приспосабливания под новые условия. В 2005-м ездок Honda не выигрывал гонок, зато запомнился агрессивным пилотажем и дисквалификацией на 1 этап за аварию на ГП Японии.

Гонщик, взявший себе прозвище Спартанец из-за художественного фильма 2006 года «300 спартанцев», вступил на путь побед, когда в 2006-м перешел в заводскую Aprilia. Лоренсо выиграл титулы 2006 и 2007 годов, оба раза побив Довициозо. Как и в годы Derbi, он работал с Луиджи Далинья — главным конструктором Derbi и Aprilia. Даллинья зарекомендовал себя большим мастером по постройке быстрых малокубатурных прототипов. В будущем их судьбы еще пересекутся.

Старт карьеры в MotoGP был таким успешным, словно Хорхе не заметил разницы между 250-кубовой Aprilia и 800-кубовой Yamaha. 2008 год Хорхе начал с 3 подиумов и 3 поул-позиций. Однако победа на 3 этапе ГП Португалии осталась единственной. Вскоре испанец начал регулярно травмироваться и понял, что переоценил свои силы. Ошибки были учтены в 2009-м, но не все: Лоренсо продолжал попадать в аварии. В этот год стал вице-чемпионом, проиграв только напарнику по FIAT Yamaha Валентино Росси. Проведя голосование среди своих фанатов, решил сменить номер  48 на 99.

2010 стал безупречным сезоном Спартанца. На пути к первому титулу MotoGP он 9 раз победил и установил новый рекорд по очкам за сезон. Никто не мог превзойти его 383 очка, пока Марк Маркес не сделал это на ГП Малайзии 2019. За рулём Yamaha Лоренсо также выиграл титулы 2012 и 2015 годов, причём последний — на финальной гонке в Валенсии. Испанец отставал по очкам от Росси, но благодаря победе над Маркесом и Педросой, и штрафу напарника-соперника (Доктор стартовал в Валенсии с 26 места за вытеснение Маркеса с трассы на предыдущем ГП Малайзии) в последний момент вернулся на вершину зачёта.

2011, 2013, 2014 и 2016 годы в Yamaha проходили не так успешно. В 2011-м Лоренсо проиграл титул Кейси Стоунеру, только что сменившему Ducati на Honda. В 2013-м у него не получилось одолеть новичка-феномена Марка Маркеса. Лоренсо точно не помог себе, когда на ГП Германии при падении повредил титановую пластину, которой закрепили сломанную на ГП Нидерландов ключицу. Тем не менее, гонщик Yamaha вернулся в игру. Маркес обогнал его лишь на 4 очка.

В начале 2014-го Лоренсо еще ощущал последствия травмы и поздно обрёл конкурентность, тогда как в 2016-м действующего чемпиона MotoGP тормозило освоение новых моношин Michelin (они сменили Bridgestone) и универсальной электроники Magneti Marelli вместо заводской. Вновь долгое привыкание к новшествам сослужило Спартанцу плохую службу. Он закончил сезон позади Маркеса и Росси.