А. Эспаргаро: Моя карьера — это полный хаос

На пути к заводскому мотоциклу Aprilia класса MotoGP Алейш Эспаргаро проделал путь, где очень много поворотов и развилок. На некоторых испанец, к сожалению для себя, сворачивал не туда. Дебютанту мирового Гран-При 2005 года не сиделось подолгу на одном месте. Прошло немало времени, прежде чем Алейш нащупал ровную колею.

Мировая карьера старшего Эспаргаро началась в GP125, в команде голландского футболиста Кларенса Зеедорфа (самый известный гонщик коллектива — Альваро Баутиста; он выступал там в 2003 — 2005 годах). Посреди 2006 года испанец сменил младшую категорию на GP250, оставшись гонщиком Wurth Honda BQR (сейчас это Avintia Racing). Алейш провёл в средней категории еще два сезона, пока его карьера не споткнулась: накануне кампании-2009 выбыл коллектив Campetella Racing, оставив своего ездока безработным.

В разговоре с испанским изданием Motorbike Magazine Эспаргаро назвал тот период самым трудным в жизни. Тем не менее, этот поворот вывел его на путь, выведший к MotoGP. Гонщик-испытатель будущего класса Moto2 (преемник класса GP250 сначала проверялся в чемпионате Испании) получил предложение команды Pramac Racing выступить на этапе MotoGP в Индианаполисе. Предложение было принято. 30 августа 2009 года 20-летний гонщик из города Гранольерс впервые выступил в MotoGP, став 13-м.

К тому выступлению Эспаргаро добавил три других, а осенью 2009-го стал полноценным гонщиком Pramac Racing на сезон 2010. Годом позже он на один сезон стал пилотом свежего чемпионата Moto2 под крылом Сито Понса. На этапе в Каталонии Эспаргаро встал на нижнюю ступень подиума рядом со Штефаном Брадлем и Марком Маркесом, что принесло ему первый приз в Гран-При. На это ушло семь сезонов.

Испанец вернулся в королевский класс в 2012 году. Хотя под ним был полупрототип Aprilia ART, команда Хорхе Мартинеса Power Electronics Aspar была достаточно профессиональна, чтобы обеспечить Эспаргаро лидерство в подклассе CRT 2012 и 2013 годов. В 2014-м, будучи пилотом другой частной команды NGM Forward Racing, ездок #41 стал вторым лучшим частником MotoGP после своего младшего брата Поля из Yamaha Tech 3. На ГП Нидерландов Алейш защитил первую поул-позицию MotoGP, а второе место на ГП Арагона стало вторым успехом в гранприйной карьере.

За двумя сезонами в заводской Suzuki Ecstar (2015 — 2016) пошел период выступлений в Aprilia Gresini. Старший Эспаргаро выступает за итальянскую команду третий сезон, по-прежнему оставаясь её лидером. В карьере испанца пока не было рывка на передовую, ради которого он трудится много лет. 2014 год был единственным за 15 лет, когда испанец завершил чемпионат в десятке лучших (седьмое место). В 2019-м его результатам отчаянно не хватает отметок в топ-10. Впрочем, как и всей Aprilia.

Жизнь 29-летнего Эспаргаро состоит не только из гонок. Отец близнецов Макса и Мии (5 июня им исполнится год) также сильно увлечён велосипедными тренировками. Ниже — о событиях гоночной карьеры #41 и за её пределами.

В Motorbike Magazine мы обычно ведём долгие беседы, и нам бы хотелось начать с самого начала. С чего началась страсть Алейша Эспаргаро к мотоциклам?

Мой отец всегда любил мотоциклы, но он никогда не гонял. У него всю жизнь была ремонтная мастерская, и они ему сильно нравились, но скорее как хобби. Он говорит, когда я родился и начал садиться на байки, я их полюбил. В полтора года я забирался на все байки, которые видел на улице, а в три года он подарил мне первый.

Сначала я подавал футбольные бутсы и играл по воскресеньям. Мне очень повезло, что родители никогда на меня не давили, и что это всегда было хобби, пока не превратилось в работу.

В какой момент мотоциклизм стал твоей работой? Мы беседовали с твоим братом Полем несколько лет назад, и он признался, что в начале колебался между футбольным вратарём и мотоциклами….

Мой брат с трудом решился, это факт. Мне это меньше стоило. Мы с Полем играли в одной команде, но он был хорошим вратарём, а я как игрок был ужасен.

Помню, моим решающим годом по мотоциклам был, когда в 13-14 лет я присоединился к команде «Монлау». Я выиграл чемпионат Каталонии, и когда дебютировал в чемпионате Испании, увидел, что там была какая-то телеметрия, что после полудня приходилось сидеть за компьютером, составлять расписание… И тогда моя жизнь стала меняться. В 15 лет я выиграл чемпионат Испании. Я еще был ребёнком, но тогда игры закончились и началась работа.

Чемпион Каталонии, чемпион Испании в GP125 в 2004-м. На следующий год ты приходишь в Мундиаль. Твоя спортивная карьера начиналась очень организованно, но как только ты оказался в чемпионате мира…

Это был сверхбардак. На самом деле, это был полный хаос. Я пришел в Мундиаль и провёл год в GP125. Первый год в команде Seedorf с напарником Баутистой был хорошим годом. Приемлемым, нормальным. Я стал очень высоким, и на следующий год меня занесло в не очень хорошую на тот момент команду. Посреди сезона я ушел в GP250. Затем я дебютировал в MotoGP, через четыре года после того, как дебютировал в Мундиале GP125…

Мне не хватало постоянства. Я всегда говорил: постоянство — вот что больше всего окупается в этом чемпионате, из-за высокого уровня и очень высокого давления. На деле, чтобы хорошо почувствовать себя на одном месте, иногда уходит больше одного сезона. У меня такого не было, пока я не попал в MotoGP. Там это стало явно заметно.

Ты бы поменял какое-то решение, принятое в прошлом?

Да, конечно. Большой ошибкой была спешка с переходом из GP125 в GP250, когда мне только исполнилось 16. Но еще скажу вам, что всё это в конце концов формирует личность и готовит тебя как гонщика. Есть много очень качественных гонщиков, которые были чемпионами мира в GP125 и которые сейчас дома без гоночного мотоцикла, или в Суперспорте, и они так и не вышли на вершину.

Я никогда не побеждал, но у меня 150 Гран-При в MotoGP и пять сезонов в заводских командах MotoGP. С одной стороны, очевидно, мне бы хотелось намного больше достижений, но с другой, думаю, меня это подготовило как гонщика и помогло закрепиться в MotoGP.