Роуленд-Рауз: Ducati относится к правилам как команда Формулы-1

Обозреватель Motorsport Magazine Мэт Оксли узнал мнение автомобильного специалиста о «деле Ducati». Аэродинамик Формулы-1 Али Роуленд-Рауз (команда Alfa Romeo Racing) поддерживает позицию четырёх протестующих заводов MotoGP, что лопатка-дефлектор на Desmosedici GP 19 — аэродинамическое устройство. Соперники предупреждали Ducati о подаче протеста, и на ГП Катара так и поступили. Сейчас протест на рассмотрении Апелляционного суда FIM.

Хотя оно задумано конструктором Ducati Corse Луиджи Даллинья как обдув задней шины, Роуленд-Рауз уверен, с ним дополнительно прижатая шина, наоборот, нагревается. Выгода — в искоренении пробуксовок, которые провоцируют скачки температуры. И так как дефлектор крепится под маятником ниже подвески, оно может передавать прижим сразу на шину, тогда как крылышки на обтекателе сначала передают его на подвеску:

Это трёхэлементное плотносоставленное крыло-устройство, которое будет добавлять приличную прижимную силу, когда байк выпрямлен. Оно уменьшает пробуксовку созданием увеличенной нагрузки на заднюю шину всегда, когда [скорость] выше 80 — 100 миль/ч. А в аэродинамике возникающая прижимная сила растёт пропорционально квадрату скорости, то есть если удвоить скорость, получится четырёхкратная прижимная сила.

Хотя увеличенная нагрузка создаёт в шине более высокую температуру, она помогает избегать любых скачков температуры из-за пробуксовки, которая для деградации шины хуже всего.

Вот что там правда ловко: все остальные аэроустройства MotoGP крепятся на обтекатель, то есть на подрессоренную часть байка, поэтому всякая возникающая прижимная сила идёт на подвеску, поэтому приходится это возмещать пружинами пожестче и т.д. Но это устройство крепится на неподрессоренную часть байка, так что всякая возникающая сила идёт прямо на шину. Это — Святой Грааль прижимной силы, потому что эффект на держак сильнее, потому что он не идёт через подвеску, и не обязательно возмещать это настройкой подвески.

На торможении устройство повышать прижимную силу не станет, потому что когда ездок жестко даёт по тормозам, передняя часть пуза обтекателя так близко к земле, что она душит всякий воздух, который в ином случае мог дойти до устройства.

«Дукати» очень жестко действует с правилами, она функционирует как команда Ф-1 и присматривается абсолютно ко всему. В общем, другим заводам нужно осознать: они тоже должны играть в игру.

К протесту против Ducati привёло довольно свободное руководство по аэроправилам, выпущенное 2 марта Дэнни Олдриджем, техническим директором MotoGP. Этот узел можно завязать еще туже, если и другие заводы начнут оспаривать омологации Олдриджа (Ducati уже думает опротестовать аэрообтекатель Honda, потому что тот «опасен»).

Роуленд-Рауз приводит для сравнения регламент Формулы-1. Спорные решения объявляют законными на сезон. По окончании сезона решению дают зелёный или красный свет:

Если крупное нововведение не считается незаконным, Ф-1 считает его законным на сезон, то есть команда может с ним гонять. Затем в конце года проводится трибунал, где Ф-1 углубляется в то, как следует толковать правила, и решает, какие устройства в будущем будут законны или нет. То есть команду вознаграждают за появление чего-то нового, так что труд не впустую, но в конце года Ф-1 говорит: мы хотим такое в Ф-1 или нет? Может, MotoGP нужно идти этим путём.