Honda, Aprilia, Suzuki и КТМ подали протест на Ducati после ГП Катара

Хотя первый подиум сезона MotoGP 2019 сложился из двух гонщиков Honda и одного гонщика Ducati, итальянская марка собрала на ГП Катара наибольший урожай. Андреа Довициозо выиграл гонку, вместе с шестым результатом Данило Петруччи, и это принесло Ducati первые места в зачёте команд и конструкторов.

Радостная нота звучала недолго. После финиша Honda, Aprilia, Suzuki и КТМ подали протесты в Группу стюардов на Ducati. Четыре завода MotoGP сочли незаконной конструкцию, которую марка внедрила на зимних тестах: лопатку/ковшик под маятником.

Обоснование сводилось к тому, что это — аэродинамический элемент. По регламенту MotoGP аэродинамикой считается аэрокорпус мотоцикла, то есть обтекатель, установленные на нём крылышки и переднее крыло. В других местах ничего аэродинамического быть не должно. Ducati выставила на гонку три незаконных мотоцикла, считают Honda, Aprilia, Suzuki и КТМ. Кроме заводских байков, то же самое стояло у выбывшего из гонки Джека Миллера (Alma Pramac Racing).

Ducati выиграла первую фазу спора: протесты не удовлетворены, результаты ГП Катара оставлены как есть. Обсуждение с участием Ducati и Группы стюардов заняло более четырех часов, оно завершилось в 1.30 ночи. Спортивный директор Ducati Corse Паоло Чиабатти объяснил журналистам, что заводы попытались обжаловать отказ, но для наказания (не исключается вычёркивание результатов Довициозо и Петруччи) не хватает технических обоснований. Заводы неудовлетворены, спор продолжится в Апеляционном суде FIM:

Апелляционные стюарды сказали, у них недостаточно документации для вынесения справедливого решения, потому что сначала стюарды FIM отклонили протест, но против этого решения четыре завода подали апелляцию, поэтому апелляционным стюардам пришлось разбираться с этим вопросом.

Эта группа состоит из трёх разных функционеров. Когда им показали протест, они решили, что им не хватает документации, и слишком мало времени для справедливого суждения и оценки этого эпизода. Таким образом, итоговое решение теперь придётся выносить Апелляционному суду FIM. Я ожидаю вердикта в ближайшие дни. В любом случае, до ГП Аргентины, который пройдёт через три недели.

По мнению Чиабатти, вопрос можно было обсудить иначе. Устройство Ducati можно было оспорить перед уик-эндом в Катаре без стюардов и суда FIM:

Существует альянс производителей MSMA. Там другие заводы могли потребовать разъяснений восемь дней назад.

Как я говорил ранее, думаю, эту дискуссию можно было вести на другом уровне. Если есть сомнения, стоит от имени производителя обращаться в MSMA. За восемь дней было достаточно времени, чтобы сесть и всё прояснить.

Чиабатти дополнительно объяснил порталу Speedweek удивление команды. Если Ducati считала лопатку сколь-нибудь спорной, она бы не стала использовать её на Гран-При. Новость застала врасплох, хотя команда несколькими неделями ранее получила предупреждение от Aprilia:

Мы серьёзно обеспокоились, когда услышали про этот протест, ведь гоночная Дирекция разослала всем командам это техническое пояснение загодя, перед стартом сезона. В то время каждая команда могла поднять руку и сказать: «Нам не нравится эта часть, мы не согласны, нам нужны дальнейшие пояснения, есть расхождения». Но ничего такого не происходило, и тут появляется протест.

Мы использовали дефлектор в гонке, потому что были убеждены: правда на нашей стороне. Не будь мы уверены, не стали бы рисковать вылетом из зачёта после победы. Но когда вы в центре протеста, это всегда головная боль. Мы не нервничали, но всегда неприятно, когда тащат в суд.

С другой стороны, мы соответствуем регламенту, что было еще раз уточнено восемь дней назад. С тех пор никто ничего не сказал. В общем, это был странный момент. Кто-то мог обратиться в MSMA и потребовать дальнейших, более точных объяснений. Или можно было напрямую связаться с Дэнни Олдриджем и сказать, что вот этот параграф неясен. Но никто ничего не сделал, и поэтому мы использовали крыло на всех трёх GP19, включая Джека Миллера. Мы знали, оно было законным.

Технический директор MotoGP Дэнни Олдридж подтвердил законность лопатки. За недели после катарских тестов она не изменилась, однако соперники марки указали на расхождение между заявленным назначением и фактическим. Когда Олдридж впервые осматривал конструкцию, ему объяснили, что это устройство обдува задней шины. Оно не превышает ширины маятника, крепится к маятнику и двигается вместе с ним. Оно достаточно крепкое, чтобы не слетать под напором воды в дождевых условиях. Также оно не влияет на прижимную силу мотоцикла. Такова позиция Ducati.

Отклонённый протест содержал указание на то, что лопатка стояла на трёх Desmosedici 2019. Теоретически, больше всего она должна помогать 78-килограммовому Данило Петруччи. Одному из самых тяжелых гонщиков MotoGP действительно бывает тяжело из-за «кипящей» задней шины, но этот Гран-При не был жарким (температура асфальта — 19°С в час гонки), и вдобавок, Андреа Довициозо и Джек Миллер весят меньше Петрукса. Следовательно, устройство могло принести выгоду всем. Четвёрка заводов сделала вывод, что за лопаткой нечто большее, чем охлаждение шины. Точнее, это запрещённое устройство увеличения прижимной силы.

Единственный, кто воздержался от протеста — Yamaha.