Ривола сравнивает MotoGP и Формулу-1

С января 2019-го Aprilia Racing заработала по-новому: бывший глава Романо Альбезиано теперь технический директор, на его месте — Массимо Ривола, в прошлом специалист Формулы-1. Тесты в Малайзии (проверочные и официальные) были первым визитом итальянца на трек.

Бывший спортивный директор Scuderia Ferrari осваивает новый мир. Различий много. MotoGP не только меньше Формулы-1, но и команды совершенно отличаются по масштабам. Конюшня Ferrari — одна из крупнейших в Формуле-1, тогда как Aprilia по персоналу и гоночному бюджету, скорее всего, является самым скромным заводом MotoGP:

Среда здесь точно отличается от привычной мне, она не такая холодная и более интересная. Может, это ещё и потому, что MotoGP производит намного больше шума, чем современная Ф-1 [смеётся].

Гонщик на двух колёсах может сильнее выразить себя, чем на четырёх. Формула-1 сосредотачивает много передовых технологий, и в чём-то это плохо сказывается на зрелищности. MotoGP проще, и если упростить еще, чемпионат выиграет, считает Ривола:

Ф-1 всегда была и, думаю, всегда должна быть технологическим маяком. Правда еще в том, что в мире мотоциклизма скучают по двухтактникам и первым годам MotoGP, когда пилоты ездили в невероятных скольжениях. Я как энтузиаст вернул бы это, когда разница идёт от пилота.

По-моему, в MotoGP слишком много электроники. Этот вопрос стоит пересмотреть с точки зрения регламента, иначе есть риск дойти до точки, где Ф-1 уже бывала в прошлом, когда пилоту было достаточно держать ногу на акселераторе. Когда слишком много электроники, есть риск обесценивания таланта.

Тесты в обоих чемпионатах несравнимы по масштабам. Ривола пошутил, что если Aprilia начнёт тратить на это те же деньги, они быстро закончатся:

На тесты Ferrari приезжало 150 человек. Были группы техников, которых звали «летучими мышами», потому что они работали по ночам, с 8 вечера до 8 утра, чтобы работа продолжалась. Если мы захотим того же, мы опустошим компанию [смеётся].

[Можно что-то перенять], но без «копировать-вставить». В мотоциклах пилот гораздо важнее, даже в вопросе риска и действий, манеры его движений, влияния его телосложения на аэродинамику и множество других аспектов.

Еще есть отличия в пилотском подходе к работе с командой. Здесь пилот слезает с байка и рассказывает обо всём, что накопило его тело, его ощущения. Однако, в Ф-1 есть телеметрия реального времени, которая даёт знать, что делает пилот. Добавьте к этому прямое общение через радиосвязь. Это ускоряет все процессы.

Время от времени в MotoGP поднимают тему внедрения радиосвязи «боксы-гонщик». Дискуссии приходят к одному выводу: за рулём мотоцикла практически некогда разговаривать. В гонке пилот получает передышку только на прямике (если тот достаточно длинный), да и эти секунды могут быть заняты борьбой за позицию. Иногда пилотам некогда даже смотреть на приборную доску с сообщениями от команды:

Это может быть опасно, потому что отвлекает мозг. В Ф-1 мы проводили глубинные исследования. Пилот должен быть специфическим образом натренирован, чтобы можно было усваивать эту информацию без отвлечения от вождения и потери динамичности. То же относится к тому, когда пилот говорит. У одних получается уже после поворота вернуться к обычной динамике, другим нужен круг.

Общение между гоночной командой и заводом было слабой стороной Aprilia. Между сбором трековой информации и изготовлением обновлений должен быть надежный мост. Качество этого моста зависит от взаимопонимания команды и заводы. RS-GP 2018 стал полным провалом в том числе из-за этого подхода. Алейш Эспаргаро и Скотт Реддинг получили не тот байк, которого ждали. Опыт Ривола может пригодиться:

Думаю, этот мир еще не открыт, и когда мы поймём, что стоим у края бездонной ямы, как Ф-1, есть риск, что будет взрыв. Нам нужно проявлять осторожность, чтобы сберечь свободный дух мотоциклизма. Пилотам не обязательно становиться инженерами, но он должен знать: в его распоряжении так много инструментов.

Думаю, сейчас пилоты еще получают маловато информации. Давайте объясню. Я не говорю, что в Ф-1 пилот стал сугубо исполнителем того, что говорит команда, но в каком-то смысле так и есть, тогда как в мотоциклизме это команда следует за пилотом. Подход должен стать более инженерным, сильнее основываться на данных и числах. Когда всегда идёшь за пилотом, рискуешь уйти не в том направлении. Нам это хорошо известно: в 2018-м мы шли по дороге, которая, очевидна, была неверной.