Майкл Скотт о таинственных поломках Лоренсо

Хорхе Лоренсо покинет Ducati, не достигнув цели — чемпионского титула. В 2018-м ему удался прорыв, которого ждали годом ранее: в Муджелло испанец впервые выиграл на красном мотоцикле, и добавил два золота в Каталонии и Австрии. Казалось, во второй части сезона Лоренсо сможет уменьшать отрыв от Марка Маркеса, однако светлая полоса закончилась так же внезапно, как началась.

2018 год для гонщика #99 складывается неровно. Кроме сложностей стартовой фазы сезона и нескольких падений, выделяются два происшествия. На ГП Катара он столкнулся с отказом переднего тормоза. Имел место повышенный износ, который продолжался со старта и до 12 круга, пока не отлетела тормозная колодка. Лоренсо катапультировался с мотоцикла на 180 км/ч. К счастью, он не травмировался. Единственное объяснение, которое получила публика MotoGP, было сделано Brembo. Компания распознала «аномалию» и уверила, что техническая неисправность не повторится.

Тот инцидент не имел отношения к Ducati, но имел место другой, недавний. На второй практике ГП Таиланда с Лоренсо произошло необъяснимое: на торможении его мотоцикл встал боком, пилот потерял над ним контроль. Его подбросило в воздух где-то на 140 км/ч, он сильно ударился об асфальт, байк был разрушен. Объяснение тоже было туманным. По словам директора команды Давиде Тардоцци, Ducati разобралась с проблемой, и она более не повторится. Лоренсо заплатил за происшествие сломанным левым запястьем. Из-за этого он снимался с этапов в Таиланде и Японии.

Обозреватель MotoGP Майкл Скотт находит всё это странным. В колонке для Cycle News он разбирает эту историю:

В заключительной стадии сезона 2018 кое-чего не хватает, и как минимум в двух, и может, в пяти последних гонках. Это о Ducati Хорхе Лоренсо, который мог даже выиграть и тайский, и японский ГП, если бы не вмешались обстоятельства.

Вообще-то, не хватало кое-чего еще: объяснения от «Дукати», что именно произошло, что повернуло испанца боком и затем выстрелило им в небо на какой-то скорости. Днем пятницы в Бурираме был зрелищный прыжок в высоту, который сломал ему левое запястье, да и особо не улучшил его свежетравмированную [в Арагоне] правую ступню.

Затем было какое-то неверно выполненное медобследование, которое тогда провалило установление степени перелома его левого запястья. Вместо рейса домой в Испанию ради своего рода операции, которая позволила Хорхе Мартину вернуться через неделю после похожей травмы в Брно и побиться за победу в Австрии, Лоренсо предпочел направить вопрос по его собственному маршруту. Ошибочно, как оказалось.

Это тот же человек, которому за ночь закрепили сломанную ключицу и он вернулся на следующий день на гонку в Ассене, но он заплатил свою цену, что не сделал чего-то похожего на этот раз. Но мы должны помнить, что здесь он — жертва, а не взломщик, и за всем этим стоит какая-то таинственность.

Что-то стало причиной того, что обороты двигателя его Desmosedici стремительно упали, спровоцировав кошмарную аварию. Но пока признавали, что это была «техническая» поломка, они так сильно уклонялись от предоставления деталей, что результат был только один — дикие гипотезы. И потенциально они гораздо хуже истины. Пусть лучше нам расскажут. Пока мы подозреваем худшее.

Когда-то с «техническими» поломками было проще обходиться. Было видно, что случалось, когда прихватывало двухтактник и слышалось чириканье задней шины. Такое происходило реже, когда они стали продвинутее. В ранние времена один из [двухтактных] пионеров-коптилок (Suzuki — так бывает) заслужил роковое прозвище «Шепчущая смерть».

Райдеры всё так же все до одного всегда держат свои руки вблизи рычага сцепления, на всякий случай. В целом, четырехтакты так не прихватывает, так что возможно, этого не было. Съемка бортвидео показывает, что пока двигатель определенно переставал работать, это было не за мгновение.

О поломках четырехтактных двигателей практически неизменно сообщают клубы дыма и — что сейчас, что тогда, — маленький масляный пожар. Когда так катастрофически непредсказуемо прихватывает КПП, такое не спутаешь, как и обрыв цепи, которая накручивается на ось.

Может, скользящее сцепление не скользило так, как следовало, хотя этого самого по себе не должно хватить на срыв заднего держака. Если только ему не помогло самопроизвольное отключение двигателя, что приводит нас в реалии всяких труднопостижимых проблем с электроникой.

Системы торможения двигателем замеряют такие параметры, как открытие дросселя, замедление и относительную скорость колеса, и обеспечивают дросселю мелкий пинок для уменьшения того, что инженеры называют «обратным моментом». Они работают в сочетании со скользящими сцеплениями для уменьшения сопротивления задней шины.

Не исключается неисправность другого рода — ошибка механика, которая, вероятно, не дала заднему тормозу отпуститься. Ошибки механиков редки, но еще как известны. Бывали классические случаи, как когда открытый дроссель Дани Педросы заклинило всего на его втором круге по Мотеги в 2010-м, что разнесло ему ключицу и покончило с его надеждами приблизиться к Лоренсо ради одного-единственного титула премьер-класса. Обвинили неназваного механика за то, что оставил в двигателе чистящую тряпку.

Ошибки часто касаются тормозов. Франко, отца Барри Шина, после одной такой вытравили из гаража Suzuki. Дисковые колодки Кенни Робертса неправильно установили в Ассене 1981-го — голым металлом к дискам. В том году он потерял титул.

Мой любимый рассказ касается Эдди Лоусона из-за механика, не поставившего зажимы [тормозных колодок] на его передние тормоза, и он сломал свою ступню, когда ударился о стену на Лагуна Секе. Позже он мне сказал: «Я хочу, чтобы отныне тот парень всегда занимался моими тормозами. Он больше так не ошибется».

Фактически, Лоренсо разбился в Катаре из-за поломки тормоза. Кажется, потому что отвалилась колодка. Это тоже вообще не объяснили. В том случае Brembo обеспокоилась и заверила ездоков и остальных из нас, что такого больше никогда не произойдет. Пока не происходило.

Эхо тех же настроений было в Ducati после поломки в Таиланде. «Этого больше не случится,» повторяли они. Несомненно, облегчение для остальных войск Desmosedici, но проблема таинственности не рассмотрена. Может, это значит, кто-то взялся за Лоренсо, который сейчас подходит к концу проблемного пребывания в «Дукати».

Саботаж?

Ну, я вас предупреждал, что дикие гипотезы могут оказаться куда хуже истины.