Биография Ники Хэйдена: 1981 — 2017

Ники Хэйден родился в семье дерт-трек рейсеров в Овенсборо, Кентукки 30 июля 1981 года.

Оба его родителя Эрл и Роуз были гонщиками. Отец добился неплохих результатов в соревнованиях среднего уровня, в то время как его мать 5 сезонов подряд доминировала в классе Powder Puff.

В семье Хэйденов было 5 детей. В порядке возрастания: Томми, Дженнифер, Ники, Роджер и Кэтлин. Каждый из них научился кататься еще в раннем детстве. И хотя девочки позже сделали выбор в пользу другой карьеры, все парни стали успешными профессиональными гонщиками.

motogp-nicky-hayden-early-days-2017-nicky-hayden-early-days-1

motogp-nicky-hayden-early-days-2017-nicky-hayden-early-days

Для Ники мотоциклетная карьера началась в 4-летнем возрасте в Paducah International Raceway. С этого момента он регулярно выступал на соревнованиях по дерт-треку и практически каждый уик-энд путешествовал со своей семьей по Среднему Западу.

motogp-nicky-hayden-early-days-2017-nicky-hayden-early-days-5

motogp-nicky-hayden-early-days-2017-nicky-hayden-early-days-4

Самым громким успехом для семьи Хэйденов стала историческая гонка Springfield TT в 2002 году, по итогам которой на подиум забрались все 3 брата! Ники, Томми и Доджер Ли — в таком порядке братья Хэйдены пересекли финишную черту. Больше такого в истории профессиональной серии AMA дерт-трек не случалось.

В то время Ники был одним из самых талантливых гонщиков в чемпионате AMA Superbike. Американец боролся за чемпионство и в конце концов заслуженно выиграл.

Ники постепенно стал переходить на асфальт еще в 16-летнем возрасте. В 1998 году он подписал контракт с Honda America и провел свой первый полноценный гоночный сезон. Закончился сезон для Хэйдена относительно успешно: юный гонщик стал 4-ым как в классе AMA 750 Supersport, так и в 600 Supersport.

NickyHayden-1

В 1999 году в 18-летнем возрасте Ники стал самым молодым чемпионом за всю историю AMA 600 Supersport. Основным конкурентом Ники был брат Томми. В этом же году Ники принял участие в 12 из 18 Grand National дерт-трек соревнованиях и получил звание «Новичок года«.

В 2000 году Ники продолжал сотрудничать с Honda и перешел в премьер-класс AMA Superbike. Уже первый сезон Ники закончил невероятно близко к престижному чемпионству — в пяти очках позади Мэта Младин. 2001 год Ники закончил третьим, а в 2002-ом он стал стал лучшим по итогам престижного этапа Дейтона 2000 и выиграл чемпионат, войдя при этом в историю, как самый молодой чемпион AMA Superbike (21 год).

2003 год стал переломным для Ники. За американцем гонялись сразу две самые престижные команды MotoGP: Honda и Yamaha. Юный талант решил остаться преданным заводу, с которым вырос, как гонщик, и подписал контракт с Repsol Honda, став напарником чемпиона мира Валентино Росси.

Hayden 2003 02

Хэйден быстро завоевал уважение за открытый характер, трудолюбивость, а также агрессивный и эффектный стиль пилотирования. В дебютном сезоне Ники дважды забрался на подиум (в Австралии и Мотеги) и стал 5-ым в личном зачете, получил звание «Новичок года» и обошел Бэйлисса с Эдвардсом.

Росси потряс паддок MotoGP переходом в Yamaha в 2004 году. На Хэйдена свалилась гора давления. Он должен был помочь HRC защитить звание чемпиона мира. Сезон для Ники выдался невероятно сложным как психологически, так и физически. Хэйдену удалось два раза забраться на подиум (в Рио и Заксенринге), но из-за травмы ключицы, полученной на мотоцикле Supermoto, Ники не смог добиться в чемпионате больших высот и занял в личном зачете лишь 8-ое место.

2005 год Хэйден начал с падения в первой же гонке, но это не помешало ему затем провести самую успешную для себя на тот момент серию Гран-При, кульминацией которой стала первая победа в MotoGP на домашнем треке Лагуна Сека. Ники еще забрался 5 раз на подиум (в Германии, Катаре, Австралии, Турции и Валенсии) и впервые вошел в топ-3 по итогам сезона.

Сезон 2006 года стал для Хэйдена величайшим и самым драматическим в карьере. Ники сильно начал сезон, 7 раз забравшись на подиум в первых 8-ми гонках, в том числе выиграв Гран-При в Ассене. Это позволило ему возглавить личный зачет. Лидерство было укреплено второй победой на треке Лагуна Сека. У американца было 34-очковое преимущество от Дани Педроса и 51 — от Валентино Росси.

motogp-us-gp-2006-race-winner-nicky-hayden-celebrates

Однако после летнего перерыва Росси резко прибавил и стал активно отыгрывать очки. Итальянец постепенно и неумолимо приближался к Хэйдену в личном зачете, но Ники не сдавался и продолжал удерживать лидерство за собой. Роковым стал предпоследний этап в Эшториле. Ники вынес из гонки собственный напарник по команде Дани Педроса. В результате Росси вырвался в личном зачете вперед на 8 очков. Но Хэйден имел твердый характер. Он не собирался сдаваться и был решительно настроен победить Росси на последнем Гран-При Валенсии и стать первым гонщиком, прервавшим серию побед Доктора, тянущуюся с 2000-го года.

29 октября 2006 года Росси упал и добрался до финиша лишь 13-ым, в то время как Kentucky Kid финишировал на третьем месте, чего было достаточно для того, чтобы стать чемпионом мира MotoGP. Нет смысла пытаться описать эмоции, которые испытывал Хэйден после финиша. Достаточно просто посмотреть видео его круга почета. Этот момент навсегда вошел в историю MotoGP. Ну а Росси, который обычно не в ладах с конкурентами за звание чемпиона мира, дружелюбно поздравил Ники с победой. Всем было хорошо известно, что, несмотря на борьбу за чемпионство, Хэйден и Росси отлично ладили, что редко можно встретить в истории спорта в принципе.

motogp-valencian-gp-2006-2006-motogp-world-champion-nicky-hayden-celebrates-1

В 2007 году чемпионат MotoGP перешел на двигатели 800cc. Хэйден получил миниатюрный RC212V, который, видимо, был спроектирован в большей степени под пропорции Дани Педросы. В этом сезоне доминировал Кейси Стоунер на мотоцикле Ducati, в то время как Хэйден все никак не мог почувствовать себя комфортно. В итоге Ники удалось всего три раза забраться на подиум и занять в личном зачете лишь 8-ое место.

2008 год стал для Хэйдена стал очередным неоднозначным сезоном. Показательно начало сезона, когда Ники удалось несколько раз финишировать в топ-5, но он ни разу не забрался на подиум. Травма ноги, полученная во время гонки Supermoto X-Games в Лос-Анджелесе, осложнила ситуацию еще больше. Американцу пришлось пропустить Гран-При Чехии и Гран-При Сан-Марино после летнего перерыва. Но Ники ничем не сломили. В Индианаполисе, на втором домашнем этапе, ему удалось финишировать вторым, несмотря на ураган и не идеальную форму. Еще один подиум в Австралии и серия сильных результатов в конце сезона позволила Хэйдену подняться в личном зачете на 6-ую строчку. Этот сезон стал для Ники последним совместным сезоном с заводской командой Honda.

В 2009 году Хэйден присоединился к команде Ducati и стал напарником Кейси Стоунер. Первый этап (ночная гонка в Катаре, перенесенная на 24 часа из-за дождя) Ники закончил на 12-ом месте после провальной квалификации, в которой американец упал. По ходу всего сезона Kentucky Kid постепенно прогрессировал, не останавливался ни перед чем, несмотря на все трудности работы с Ducati, и под конец сезона ему удалось даже забраться на подиум в Индианаполисе. Концовка сезона вышла позитивной, несмотря на сложное начало.

nicky-hayden-motogp-assen-12

В 2010 году Хэйден уже с самого начала знал, как нужно управлять Desmosedici. Ники боролся за топ-4 в первых пяти гонках, а в Арагоне ему и вовсе удалось забраться на подиум. И хотя он не мог конкурировать с Кейси Стоунером, его скорость была гораздо лучше и в конце концов по итогам сезона американец стал седьмым.

Следующие три сезона Хэйден закончил в топ-10, а затем он расстался с Ducati и перешел в независимую команду Drive M7 Aspar. Ники стал конкурировать на мотоцикле Honda экспериментального класса Open, но RCV1000R оказался недостаточно производительным для того, чтобы бороться за серьезные позиции.

В 2015 году в MotoGP у Хэйдена не было действительно интересных предложений на следующий сезон. Kentucky Kid решил сменить чемпионат и «попытать счастье» в WSBK. У него была амбициозная цель стать первым в истории гонщиков, выигравшим титулы как 500cc/MotoGP, так и WSBK.

#69 сделал первый шаг к цели, выиграв в Малайзии первую гонку в WSBK, но Honda не была способна побороться за чемпионство. В 2017 году Honda подготовила новую версию Fireblade, но она оказалась слишком сырой. Ни Хэйден, ни его напарник испытывали серьезные трудностни на первых этапах.

Хэйден занимал 13-ое место в чемпионате. Ему оставался всего один месяц до 36-го Дня рождения, когда с ним случилась трагедия во время тренировки на велосипеде в Римини.