Николя Губер: Мы будем модифицировать шины до тех пор, пока все не станут довольны

По ходу Гран-При Арагона, который пару недель назад закрыл европейскую часть сезона MotoGP, журналисты и обозреватели чемпионата смогли побывать на специальной встрече с Николя Губером, техническим директором гранприйной программы Michelin. До Арагона французская компания также держала связь с общественностью, хотя в немного более узком формате — она готовила пресс-релизы накануне Гран-При и после его завершения, а первые фигуры программы — кроме Губера, это также глава всего мотогоночного направления Michelin Пьеро Тарамассо, — по ходу этапов всегда были готовы ответить на возникающие у журналистов вопросы. Теперь такие отдельные встречи должны стать регулярными.

Первый год участия Michelin (после сезона 2008) скоро подойдет к концу, и компания может начинать подводить итоги. В межсезонье 2015/2016 ею была проделана серьезная работа по улучшению передней шины — в начале гонщикам было к ней очень сложно привыкнуть после ряда лет на Bridgestone. К старту сезона переднюю покрышку удалось довести до приемлемого уровня зацепа на больших углах, как вскоре обозначилась другая проблема: частичный разрыв задней шины на байке Скотта Реддинга в Аргентине дал понять, что покрышка нуждается в усилении. Усилив ее, она потеряла в зацепе, что вызывало пробуксовки — на подобное было много жалоб по ходу Гран-При Испании. После Испании Michelin занялся поиском нового баланса между зацепом и прочностью.

Пока последнее дело, которым занята компания — подготовка к 2017 году передней шины нового профиля. По словам Губера, покрышка практически готова, ее назначение — давать гонщикам больше связи и уверенности на больших углах наклона. При наличии хорошей связи пилоты будут лучше чувствовать предел сцепления мотоцикла, смогут брать риски побольше, а платить за них поменьше.

Раньше в серии вы никогда не были маркой моношины. Насколько трудно снабжать шинами, которые будут работать у всех?

Если ваш вопрос в том, насколько трудно всех удовлетворить, то я бы сказал, что невозможно, абсолютно невозможно. В общем, мы конечно стараемся слушать ребят, и стараемся дать им то, что они ждут, но очень трудно все сделать по справедливости. Мы с радостью внедрим несколько вариаций по переду мотоцикла, потому что знаем: для гонщиков критически важно ставить хорошие времена и поддерживать свою уверенность.

В общем, как вы, вероятно, заметили в начале сезона, мы в основном привозили три разных передних, иногда четыре — для двух целей. Первая — охватить все условия, и потому что мы не очень хорошо знали условия, с которыми столкнемся. И потом вторая вещь — постараться охватить нужды всех. Иногда у нас получалось лучше, чем в другие разы, но невозможно угодить 100% пелетона, конечно.

Алейш Эспаргаро в четверг пожаловался, сказав, что Michelin с каждым разом ужесточает и ужесточает задние каркасы, и что очень трудно понять вашу систему работы. Есть какая-то система, которой вы придерживаетесь?

Нет. То, чем мы стараемся заниматься — это решаем имеющиеся проблемы. У нас было несколько проблем с задними шинами, и каждый раз, когда у нас проблема, мы стараемся, чтобы была контрмера. Например, в Хересе… Первая проблема, которая у нас была, это Аргентина, и затем в Хересе некоторые люди жаловались на пробуксовки. Так что мы каждый раз пытаемся прийти к чему-то получше, чтобы решить предыдущую проблему.

Могу понять некоторых райдеров, которые чуть-чуть теряются, когда мы показываем им шинное меню, но под этим проходит очень четкая черта: мы этим не с закрытыми глазами занимаемся. Как я сказал, черта в том, чтобы улучшать предыдущую шину. Всегда есть, куда улучшать. Мы будем продолжать делать модификации, пока не удовлетворимся, и пока гонщики не удовлетворятся динамикой шин.

Какой тип шины вы хотите построить? Какого возможного типа вождения ждете от гонщиков?

Первым делом стараемся давать ответы на запросы райдеров. Мы пойдем туда, куда они нас поведут — вот ради чего мы здесь.

Очевидно, первый год возвращения в чемпионат — самый тяжелый. Вы чувствете, что приближаетесь к конечной черте? Как думаете, насколько далека от вас эта черта?

Не так уж далека. В Аргентине у нас была большая проблема, и затем со следующей гонки мы работали над минимизацией пробуксовок, пытались сделать заднюю шину все менее и менее буксующей. Мы работали по этому направлению гонку за гонкой, и думаю, что очень сильно улучшились. Шаг за шагом мы сделали очень хороший шаг от Хереса и до этого момента, и потом снова от Муджелло и далее, и еще дальше. Мне кажется, сейчас мы не далеки от того, какой задняя шина была в начале. Возможно, пока мы до этого еще не дошли. Конечно, надо будет это сделать, и в то же время нам приходится подстраиваться под конфигурацию треков и температур, с которыми мы сталкиваемся. Тут — не так, как в Мизано. На Филлип-Айленде будет по-другому. На Сепанге с новым асфальтом опять будет иначе. То есть мы придерживаемся направления, но нам каждый раз приходится адаптироваться и в плане треков смотреть, куда нам двигаться.

В следующем году, когда у вас будет полный год данных, станет совсем иначе?

Да, несомненно, станет гораздо проще. Конечно, тут и там будут происходить неожиданные вещи, но будет гораздо проще.

Как вы говорите, сейчас вы привозите множество вариантов, но с началом будущего года выбор вариантов сузится?

Если по задним, то мы вообще-то почти все время привозим всего два варианта — так, как было в прошлом. За несколько последних гонок мы привели их как раз туда, куда хотели, поэтому тут все останется неизменным.

По передним: мы точно не определились, как поступим, но как я сказал ранее, мы постараемся покрыть максимум нужд гонщиков. То есть будет ли всего две на выбор или нет, или у нас в основном останутся три, и иногда четыре… С этим еще до конца не решено; будет зависеть от уровня, на котором мы будем к концу года. Мы аккуратно просмотрим все условия, через которые прошли.

Как вы наверное знаете, для передка следующего года мы изменим профиль передней. Мы уже провели тесты в Брно — в понедельник после Брно. Тот же профиль мы протестировали в Мизано. Надеюсь, если не будет паршивой погоды, мы в середине недели снова проведем такие же тесты с ребятами «Хонды». Если сработают все эти условия, думаю, что у нас уже есть новый профиль к следующему году, то есть для нас это будет следующий большой шаг. Потом определимся, сколько вариантов нам нужно.

Как вы меняете профиль для следующего года?

В основе — такой же шаг, какой мы сделали в зимний прошлогодний сезон. По сравнению с Валенсией — с первыми тестами в Валенсии, — тогдашний профиль, который мы привозили в Сепанг, был в целом ради увеличения потенциала на макимальном угле. В Валенсии мы страдали от множества аварий, и там сделали большой шаг вперед. Мы считаем, добавление еще большего потенциала профилю даст нам больше пространства для маневра в плане составов.

Потом, если мы не получим состав, который не будет точно подходить под каждый трек и под температуру, которую мы ожидаем, и если будут большие изменения по температуре и так далее… Если у вас есть профиль и конструкция, которая дает вам большой запас для маневра, то даже если ваш состав не на 100% подходит условиям, которые у вас будут, то это никакого конфликта не создаст.

Новый профиль, который у вас был к гонке в Катаре, был большим шагом вперед. Очевидно, есть много других изменений, и сейчас некоторые райдеры говорят, что передняя шина приближается к тому, какой была передняя Bridgestone. Что вы сделали с передней шиной за эти четыре-пять месяцев?

Вы будете сильно разочарованы: сегодня главный выбор райдеров — это шина, которая у нас была для гонки в Катаре. Мы сделали несколько изменений составов. У нас было одно изменение конструкции для Мизано, но я бы сказал, что Мизано — немного особенный. Для меня большой вещью было чуть-чуть настроить составы под условия, но всю работу выполнили команды, адаптировав настройки мотоциклов. Много работы выполнено гонщиками — они привыкали к шинам. Мне даже Марк говорил, что может две гонки назад — может, в Брно, — у него был большой момент. Он мне сказал, что когда проходишь через такие моменты, вот тогда набираешь много уверенности, потому что знаешь, как шины среагируют в такого рода ситуации. Чтобы быть в состоянии использовать шины на 100%, надо знать, как они отреагируют, если поехать на 101%.

Считаете, что если на максимальном угле уровень динамики вырос, то вы также усилите связь у гонщика?

Да, и уверенность гонщика.

Вас к этому как-то подталкивает Dorna? Одна из проблем, которые у нас имеются, в том, что байки становятся слишком быстрыми для треков.

Мы также вовлечены в автогонки, и мы часто общаемся с [автоспортивной федерацией] FIA. Иногда некоторые ребята просят нас понизить динамику автомобилей использованием «плохих шин» — я бы их так назвал. К счастью, тут такого не было. Думаю, и не будет.

Сейчас выбор шин в гонках гораздо шире, чем это было несколько последних лет, когда все склонялись к выбору одинаковых шин. Мы осознаем, что многие райдеры, конечно, говорят неправду. Вы в курсе насчет такого рода игр, в которые играют райдеры?

Да. Как вы сказали, это — игра: финальный выбор они хотят попридержать для себя, что мне понятно. Но каждый раз, когда могут, они очень хотят узнать, на чем едут другие ребята. Мы им говорим, когда идут практики, но в гонке они могут увидеть, если посмотрят ТВ. Они также могут спросить свою команду.

Вообще, у нас по ходу практик иногда появляется ценная информация, по которой они решают, на чем ездить. Я вам приведу пример. Здесь у нас для переда жесткая шина, которая двухсоставная. Сегодня ее попробовали и Кэл Крачлоу, и Лорис Баз. Пока мы не получим результаты, я бы сказал, что мы очень осторожны. Кэл хотел ее попробовать, а Кэл, или Лорис с Марком — это такие люди, которые сначала берут жесткие шины, потому что им так надо. То есть нам надо узнать, хороши ли они, и если другие ребята не пользуются жесткими шинами так же, как эти ребята, то кому-то надо попробовать, и [понять] не было ли каких-либо проблем. В общем, так будет полезно всем.