Мэт Оксли: Ежегодные игры «Догони Honda» начались

Завершившиеся на этой неделе тесты в Валенсии позволяют в общих чертах судить о потенциале мотоциклов 2015 года и понять, какие проблемы придется решить командам за зиму. Мэт Оксли рассуждает о том, в какой форме подойдут главные игроки MotoGP к старту сезона-2015.

Мэт Оксли:

Первые межсезонные тесты в Валенсии дали старт играм, цель в которых из года в год одна и та же — догнать Хонду.

Все мы знаем, что RC213V на данный момент — лучший байк в MotoGP (на нем выиграли 3 чемпионата и 4 кубка конструкторов за последние 4 года), и знаем, почему — пока Yamaha YZR-M1 вычерчивает идеальные траектории на всем протяжении поворотов, Honda проходит их на раз-два, с охотно «заныривающим» передком на входе и заметной пробуксовкой на выходе (не слишком сильной, но и не слишком слабой).

И, конечно же, не забудем о самом главном пункте в списке узлов и агрегатов RCV — смелом человекоподобном хайтековском компьютере, который держит руль. В конце концов, только Марк Маркес может управлять этим байком надлежащим образом, используя весь потенциал его гениальной конструкции.

Марк Маркес

Honda — аппарат короткий и поджарый, идеально подходящий трассам 21 века. Если бы в MotoGP до сих пор преобладали треки старой школы вроде Филлип-Айленда с их протяженными и плавными поворотами, то побить М1 было бы очень трудно. Но трассы MotoGP 21 века состоят из узких поворотов и шикан — именно в таких Хонда «крадет» у Ямах по метру-другому. Полдюжины таких поворотов за круг, помноженные на 25 кругов, равняются той сотне метров, на которые под клетчатым флагом Хонда оказывается впереди Ямахи.

Так что с этим могут поделать Yamaha и остальные? Дурацкий вопрос, серьезно.

Yamaha пытается улучшить вход в поворот и динамику выхода из него. Прикинь, Шерлок! Валентино Росси и Хорхе Лоренсо давно упрашивают Ямаху дать им полностью бесшовную КПП, чтобы можно было без выжима сцепления сбрасывать передачи в поворотах, как Марк. Они уже долго ее ждут, так как эта КПП с автоматизированными переключениями вверх впервые была применена в гонке через 2,5 года после Хонды.

Росси говорит следующее: «Надеюсь, мы получим эту КПП. Я постоянно спрашиваю Ямаху — ну, когда, когда, когда, когда?!»

MotoGP Гран-При Валенсии 2014: Лучшие обгоны

В то же время, у Ямахи есть новое шасси. «Оно улучшает торможение и меньше нагружает переднюю шину, потому что здесь Хонда и выигрывает больше всего», — говорит Росси.

Однако Валентино не ждет, что Yamaha построит для 2015-го собственную RC213V. «Когда Ямаха становится лучше, ее суть не меняется, потому что у этих 2-х мотоциклов в корне разные концепции. У Хонды никогда не будет такой же скорости в поворотах, а мы никогда не будем проходить узкие повороты «по-хондовски».

Нет особого смысла говорить о Ducati до тех пор, пока в феврале на Сепанге мы не увидим GP15. «Нам нужна иная геометрия, чтобы устранить проблему с недостаточной поворачиваемостью, а с нынешним мотором такую геометрию нам не получить», — говорит Луиджи Даллинья. «У GP15 будет более компактный мотор, потому что для конструктора шасси очень важно, чтобы он был как можно меньшего размера».

Suzuki в прошлый уик-энд ждал, по меньшей мере, не самый благоприятный старт нового испытания в MotoGP — взрыв 2-х моторов, максимальная скорость на 20 км/ч ниже остальных, 20-я стартовая позиция и сход в гонке из-за проблемы с КПП. Возможно, в каком-то смысле катастрофа, но люди из синего гаража уверены, что будущее ярче, чем кажется. В мире гонок вам приходится быть оптимистом, иначе никак.

Главная проблема Сузуки — серьезная нехватка мощности. По самым безумным прикидкам, там 230 сил, а нужно 260, чтобы приблизиться к Хонде.

Алейш Эспаргаро

А как же шасси? Алейш Эспаргаро в восторге от этого аспекта GSX-RR, ему понравилась способность байка нацеливаться прямиком на апекс поворота, да еще в глубоком торможении. Прямо как Хонда. И его времена круга показали, что, несмотря на недостаток «лошадей», он вскоре поехал быстрее, чем на Forward Yamaha в воскресной гонке.

«Первые комментарии Алейша про шасси были по-настоящему позитивными», — сказал его шеф-механик Том О’Кейн. «Но когда ты слышишь слова гонщика о том, что байк реально хорошо заходит в повороты, то инженерная половина твоего мозга говорит — «оу, тогда мы наверняка все теряем на выходе». Но хорошая управляемость на то и хорошая, что она работает всегда и везде. Если при сбросе газа или при его добавлении ты что-то выигрываешь, то от этого нет никакого вреда — в общем, это бонус. Я знаю, что в шасси Suzuki заложена реально хорошая идея, оно очень продуманное. Самое большое преимущество Хонды — ускорение после медленных поворотов, когда зацеп небольшой. Вот там Хонда «крадет» пару метров, и в этом мы будем на нее равняться.

Suzuki не впадает в панику из-за низкой отдачи — это просто проблема-мечта по сравнению с бесконечным ночным кошмаром Ducati из-за недостаточной поворачиваемости.

«Если ваша проблема в том, что мотоцикл не поворачивает, то до следующих тестов вы с этим ничего не поделаете, а до них может быть недель 5. Зато если есть проблема с мощностью, то над ней можно работать днями и ночами. Короче, это не худшая из проблем».

66hoffmann__gp_0698_slideshow_169

Если большинство людей не ждет от Suzuki ничего особенного, то что уж говорить про Aprilia, потому что тот мотоцикл, который наматывал круги в Валенсии — это не настоящий прототип. Единственное, что пока сделала компания — поставила в и так уже серьезно нагруженный «гражданский» мотор RSV4 пневмопривод клапанов. Этот двигатель не первый сезон ставится в шасси ART.

Первый настоящий байк MotoGP со времен RS Cube выйдет на трек не раньше сентября, согласно плану подготовки к сезону-2016. Это не так уж глупо, если подумать, потому что он будет разработан под шины Michelin и универсальную электронику Dorna.

Здесь, конечно, встает вопрос — как Мишлен повлияет на преимущество Хонды на входах в повороты, а менее совершенная электроника — на преимущество выхода из поворотов? Невозможно представить, чтобы Хонда была настолько глупа, чтобы раздать всему миру свою чемпионские наработки, позволив Magneti Marelli «зашить» ее гениальный код в единый блок ECU. Это было бы безумием, но ведь Honda не такая.

«Нет», — усмехается О’Кейн. «Хонда отдаст нам «детскую» версию своего нынешнего софта, а сама продолжит работать только на себя».