Стройка Мандалики «попирает права человека», заявляет ООН

Стройка трека Mandalika International Street Circuit на индонезийском острове Ломбок оказалась в центре расследования Организации Объединённых Наций. Группа экспертов по правам человека заявляет о крупных нарушениях на стадии скупки земли, и призывает их остановить.

В 2020-м индонезийские СМИ не раз сообщали о торможении процесса из-за земельных споров. На особой экономической территории, где строится Мандалика, не удалось выкупить участки у 15 владельцев из общих 19.

Несмотря на обещания строительно-туристической госкорпорации ITDC предоставить каждому домовладельцу временное, а потом и новое постоянное жилье, земельные споры дошли до местного райнного суда Прая.

Согласно правительственному закону №2 от 2012 года, участки в крайне небогатой провинции Западная Нуса-Тенггара покупаются ITDC не по договорной цене, а по цене оценочной группы. Независимо от того, соглашаются владельцы на эти деньги или нет, они подлежат принудительному выселению с территории будущего ГП Индонезии.

Кольцо Мандалика: что успели построить за 3 месяца до крайсрока (видео)

Однако бывшие владельцы до сих пор не получили за свои участки, домики и прочее имущество денежного возмещения, как обещалось. Так говорится в заявлении от 31 марта, составленного рядом экспертов ООН, где первая подпись принадлежит Оливье де Шуттеру — особому докладчику по крайней нищете и правам человека.

Заявление обращено к правительству Индонезии и призывает его «уважать права человека и верховенство закона», указывая, что с 2019 года — тогда правительственная компания-организатор Mandalika Grand Prix Association подписала с Dorna Sports сначала 5-летнее соглашение на проведение этапа MotoGP, затем 10-летнее, — имели место агрессивный захват земли, угрозы в адрес правозащитников, принудительное выселение местной народности Сасаки.

Де Шуттер поясняет, что госкорпорация Indonesia Tourism Development Corporation (учредитель MGPA), курирующая амбициозный туристический проект стоимостью 3 миллиарда долларов по превращению бедного Ломбока в процветающий магнит для туристов вроде острова Бали, не считается с интересами тех, на чьей земле строится Мандалика:

Фермеров и рыбаков согнали с их земель, их дома, поля, источники воды, культурные и религиозные места были снесены.

Из надежных источников установлено, что местным жителям угрожали, их запугивали и насильно выселяли со своих земель без возмещения. Вопреки этим выводам, ITDC не стремилась выплачивать возмещение или разрешать земельные споры.

Возрождение ГП Индонезии впервые с 1996 — 1997 годов — важная, но не исчерпывающая цель правительства. 4,32-километровый гоночный трек с 18 поворотами почти у самого берега Яванского моря — это часть возводимого туристического комплекса из парков, гостиниц и курортов.

Сооружение рассчитано на 150 000 зрителей, а в безгоночный период Mandalika International Street Circuit будет обычной дорогой общего пользования. Впервые с 1977 года в MotoGP должен появиться уличный трек. Хотя безусловно, трасса особого назначения на Ломбоке — это не «Турист Трофи» на британском острове Мэн или уличное кольцо Опатия в Хорватии, которые по 70-е принимали Гран-При.

В заявлении ООН значительная часть вины возлагается на банк Asian Infrastructure Investment Bank, который «привлек более 1 миллиарда долларов, вложенных частным бизнесом» (ранее в СМИ утверждалось, такую сумму привлекут за 15 лет с запуска проекта), и французскую компанию VINCI Construction Grands Projets как «крупнейшого вкладчика, отвечающего за кольцо Мандалика, гостиницы, больницу, водный парк, и другие удобства».

Дело не только в нечестном отношении к рыбакам и фермерам. Индонезия как член ООН не исполняет эколого-экономико-общественную программу Цели усточивого развития, рассчитанную на 2015 — 2030 годы. Учитывая нарушения прав человека, группа экспертов призывает правительство и крупный бизнес остановить индонезийский проект MotoGP.

В противном случае вышеуказанные организации из Испании, Франции и США — туда так же относятся французские курортные сети Club Med и Accor, — следует считать не только нарушителями закона, но и соучастниками того, что вытворяет Indonesia Tourism Development Corporation, объясняет де Шуттер:

Провал AIIB и бизнеса в предотвращении и устранении рисков нарушения прав человека равносилен соучастию в таких нарушениях.

Проект «Мандалика» проверят на прочность похвальные обязательства Индонезии в отношении Целей устойчивого развития и лежащие в их основе обязательства в области прав человека. Крупномасштабное развитие туризма, попирающее права человека, в корне несовместимо с замыслом устойчивого развития.

Ушло время гоночных треков и громадных инфраструктурных проектов международного туризма, которые выгодны только горстке экономических субъектов, а не всему населению.

После-ковидные экономики должны сфокусироваться на расширении прав и возможностей местных общин, расширении их средств существования и участии в принятии решений.

Мы настоятельно призываем правительство Индонезии обеспечить уважение ITDC прав человека и верховенство закона, и чтобы AIIB с частным бизнесом не финансировали и не участвовали в проектах и мероприятиях, способствующих нарушениям и злоупотреблениям прав человека.

Капиросси и Унчини осмотрели стройку Мандалики (и кое-что в аэропорту)

Заявление экспертной группы ООН вышло за неделю до приезда делегации MotoGP в Ломбок, которая осматривала стройку Мандалики через 3 дня после ГП Дохи.

Проверяющим (советник по безопасности Лорис Капиросси, секратарь безопасности Франко Унчини, управляющий директор Карлос Эспелета) показали частично заасфальтированный трек и громадную площадку со снятым верхним слоем грунта рядом со стартовым прямиком — это территория будущего паддока и главной трибуны Мандалики.

На видео с дрона (новость в начале заметки) можно разглядеть домики и земельные участки, часть из которых насильно отобрали у хозяев, не согласных на выкупную нерыночную стоимость.

Строительная техника впервые въехала на место работ в октябре 2019-го, укладка асфальта стартовала в начале этого марта и должна продлиться до конца мая.

В июне кольцо должно быть полностью готово к визиту трековой комиссии FIM. После осмотра сооружения на предмет качества и безопасности должна быть выдана высшая омологация Grade A — то, что необходимо под MotoGP. Для чемпионата WSBK сгодится и менее строгая Grade B.

В пятницу Dorna заявила, в этом году ГП Индонезии не будет, хотя событие стоит в календаре-2021 как резервное, на случай ликвидации другого этапа. Однако если обстановка с коронавирусом позволит, команды MotoGP по ходу чемпионата приедут потестироваться на Мандалику «в ожидании включения трека в календарь-2022″.

Ориентировочный период гонки — март 2022-го, примерно через 4 месяца после этапа WSBK 14 ноября.

В пресс-релизе Dorna по результатам визита группы MotoGP в Ломбок на этой неделе о заявлении ООН не было ни слова.