Доктор Коста: Травма укрепит Маркесу дух, как Дуэну или Занарди

По воле своих хирургов Марк Маркес задержится на скамье запасных минимум на 3 недели. На последнем медосмотре в Мадриде пару дней назад они решили перестраховаться: несмотря на «на хороший клинический отклик» его тела на повышение физнагрузок, участие на гонках в Катаре 28 марта и 4 апреля сочли «неразумным и преждевременным».

Чемпиона Repsol Honda не будет на двух первых событиях 19-этапного сезона, бригада Санти Эрнандеса продолжит готовить его байк под тест-пилота Штефана Брадля.

2 трек-дня на Барселоне-Каталунье и Альгарве/Портимане в седле 215-сильной Honda RC213V-S говорят о том, что Марк вполне оправился после 3 операций на правой плечевой кости и большого прошлогоднего инцидента в Хересе.

Но 16 недель после последнего вмешательства (на момент ГП Катара) — это не тот срок, чтобы рисковать недавно зажившей костью в спорте, где риск повторить старый перелом всегда присутствует.

28-летний каталонец может начать с ГП Португалии 18 апреля, если Самуэль Антунья и Игнасио Рожер де Онья на следующем осмотре 12 апреля дадут такое разрешение.

Пока же над Марком висит большой знак вопроса — поедет ли самый талантливый мотогонщик своего поколения как раньше, на грани новых аварий, или подсознание заставит его осторожничать?

Доктор Клаудио Коста, глава гранприйной Clinica Mobile в 1977 — 2014 годах, дал порталу GPOne оптимистичный прогноз. По мнению сверхопытного хирурга, недавно встретившего 80-летие, пилот #93 после возвращения найдет способ если не физически, то духовно превзойти прежнего себя:

Я не знаю, что там на рентгеновских снимках, но в данный момент смелость и отвагу они должны променять на благоразумие — вот где добродетель в данном случае.

Сейчас врачебная команда Марка ждет наилучшего заживления кости, чтобы пилот продолжил гонять, потому что если перелом не воссоединится, то можно сломать винты пластины — это будет не очень-то приятно.

Маркес «ранил» доктора Косту, не попросив о помощи

С какими трудностями столкнулись врачи во всей этой истории?

Переломы плечевой кости — редкость в мотогонках. Когда мы стали прорабатывать безопасность на кольцах, убрали все препятствия за исключением единственного, которое невозможно удалить из мотогонок — мотоцикл.

Это препятствие приводит вот к таким типам перелома, и за свою карьеру травматолога я повидал столько переломов плечевой кости, что их можно пересчитать по пальцам одной руки.

На первой операции врачи поставили пластину, чтобы не вставлять гвоздь через плечо, которое недавно трогали. Однако в тот момент им надо было набраться смелости и сказать Марку, что надо остановиться на 3 месяца, а ему разрешили вернуться на байк всего через 5 дней.

В любом случае, Марка оперировали согласно познаниям, на совесть, действуя по клятве Гиппократа — так поступают все врачи. Я бы в том случае посмотрел бы Маркесу в глаза и дал понять, что он вероятно недооценивает плечо. И я бы поставил ему гвоздь. Он очень мощный. Длинный, но мощный.

Теперь Маркесу надо ждать 12 апреля — следующего медосмотра. Что может поменяться за пару недель?

По-моему, за 2 недели положение не сильно изменится. Кость определённо получит больше времени на рост, но изначальный прогноз был на 6 месяцев, а прошло всего 4.

К тому же тут надо сделать уточнение: когда Марк не вернулся ни в Мизано, ни в Арагоне, можно было предвосхитить третью операцию, и мы бы тут сейчас не говорили, когда он вернется.

Операция такого рода, сделанная в декабре, на кости, которая несколько раз чётко давала понять, что не желает заживать, может так же подвести его к проигрышу Мондиале [2021].

Хочется думать про 6-месячный срок, и не более того, потому что я очень сильно люблю Маркеса. Вероятно, я впервые выступаю за благоразумие. Наверное, с Дуэном было что-то похожее.

Маркес не винит доктора Мира за псевдоартроз и остеомиелит руки

В концовке сезона 1993?

Да. Он упал на Лагуна-Секе, и сломал ключицу, но до конца чемпионата была еще гонка. Я взял и сказал ему: «Ну что, давай съездим в больницу Сан-Франциско».

Ему это было странно, потому что ключица вроде не собиралась сильно смещаться, то есть нам не надо было в больницу. Но я думал про его ногу [разбитую в Ассене-1992], которую надо было долечить.

Я провел с ним зиму в Австралии, и в начале чемпионата он до сих пор хромал, да и не подготовился как надо из-за жутко покалеченного тела. Затем вышло так, что он выиграл 9 гонок подряд и 5 Мондиале.

Для Марка это мог стать удар с психологической точки зрения. Вот это врачебное «но» может повлиять на физическое восстановление?

Ключ к восстановлению — это вопрос психологии. Думаю, после этого страшного эпизода Маркеса станет сильнее, чем раньше. Я уверен, даже с такой неполноценной рукой он воспользуется этими шрамами, чтобы найти ресурсы, например, как Дуэн или Занарди [потерявший обе ноги в аварии 2001 года].

В данном случае Марк обнаружит новое подсознательное «Я», и оно сделает его сильнее чем раньше, даже покалеченного. И в тот момент можно будет сказать, что это шрамы героя.

Марк сможет гонять с пластиной, или её уберут?

Её можно оставить, и если плечевая заживет, то в конце сезона можно будет удалить.